Спустя год после введения федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) он начинает работать. По мнению разработчиков, пишет "Российская газета", ОСАГО должен заставить участников дорожного движения стать более ответственными на дороге, что позволит значительно снизить процент дорожных аварий и защитить людей - не только тех, кто находится за рулем, но и тех, кто просто переходит через дорогу или едет в автомобиле как пассажир.
Общее число погибших в ДТП за последние десять лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
С 1 июля 2004 года по закону начнутся компенсационные выплаты. От страховых они отличаются тем, что эти средства РСА будет выплачивать потерпевшим в случаях, когда виновник ДТП скрылся с места аварии либо у него нет страхового полиса. Кроме того, началось перезаключение договоров автогражданской ответственности на второй срок.
Согласно закону об «автогражданке», вступает в действие механизм защиты пострадавших в ДТП пешеходов. Потерпевший пешеход имеет право обратиться в любую страховую компанию, имеющую лицензию на осуществление обязательного автострахования, и подать туда соответствующие документы. После этого принимается решение о компенсационной выплате. Средства будут переводиться на банковский счет пострадавшего, который он укажет в заявлении. Суммы компенсационных выплат пострадавшему пешеходу такие же, как и для участников дорожного движения: 160 тысяч рублей — если это один пострадавший, 240 тысяч рублей — если пострадавших несколько (размер выплаты будет распределяться в зависимости от степени тяжести травм). Компания обязана выплатить компенсацию в течение 15 дней со дня подачи документов.
Тем не менее, некоторые инспекторы ГИБДД оценивают «автогражданку» как утопию, сетуя на то, что основная работа по выполнению механизма закона легла на плечи инспекторов. Кроме того, в отличие от автостраховщиков, называющих закон экономическим стимулом повышения безопасности движения, инспекторы ГИБДД считают, что закон вовсе не дисциплинирует водителей.