Кого защитит автогражданка?

Спустя почти год после принятия закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" каждый из участников процесса подводит свои итоги. Страховщики собрались на конференцию, где с большим или меньшим удовлетворением констатировали развитие системы ОСАГО, а у автолюбителей результаты получились далеко не такие радужные.

Как пишут "Известия", на днях несколько автолюбителей, объединенных членством в интернет-клубе "АВТО.ру", попытались проверить на деле действенность одного из положений закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Положение гласит, что если авария, в которую попал автолюбитель, мелкая, то можно не вызывать на ее место сотрудника ГИБДД - достаточно описать ситуацию на бумаге ее виновнику и пострадавшему и напрямую обратиться в страховую компанию, выдавшую полис виновнику аварии, за выплатой. На практике оказалось, что это положение не действует - в выплате людям было отказано по причине отсутствия справки об аварии из ГИБДД. Циничность российского законодательства, что называется, налицо.

Примерно 70% автовладельцев в России заключили договоры по обязательному страхованию автогражданской ответственности к 1 апреля. Не оказался этот вид деятельности за прошедшие месяцы для страховых компаний и убыточным, как то предрекали многие специалисты. По данным РСА, в первом квартале 2004 года страховые выплаты по ОСАГО в Центральной части России составили около 70% собранных премий, а в крупных городах-миллионниках - 40%.

По данным страховщиков, приведенным на конференции, посвященной итогам перового года работы закона об обязательном страховании в России, автолюбители получают возмещения по ОСАГО в среднем через 25-30 дней после того, как произошло дорожно-транспортное происшествие.

Большинство автолюбителей, купивших полис ОСАГО в любой страховой компании, находятся в гораздо худших условиях. В Москве время ожидания сотрудников ДПС для разбора аварии нередко составляет 5-6 часов, а хождение в группу разбора ГИБДД отнимает по два-три месяца из-за больших очередей страждущих получить страховое возмещение. Причем именно в Москве наблюдается занимательная тенденция: чем крупнее страховая компания и чем шире разрекламированы ее услуги, тем длиннее в ней очереди и дольше ожидание выплат. Да и суммы страхового возмещения подчас таковы, что на них можно отремонтировать разве что один элемент пострадавшей в аварии автомашины.

Поэтому для владельцев большинства автомобилей принятие закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" ничего не изменило. Редкий автовладелец питает иллюзии, что страховые компании покроют расходы на ремонт машины. Поэтому среди них давно укрепилось мнение, что если ты виноват в аварии и ущерб по твоей вине нанесен в размере до $800, то лучше не регистрировать случай в ГИБДД и не обращаться за возмещением к страховщику, потому что в следующем году компания возьмет гораздо больше этих $800 через систему повышающих коэффициентов за аварийность.

Кроме того, страховщики не хотят признавать, что принятый закон нарушает ряд конституционных прав человека. Например, распоряжаться своей собственностью. Любой автовладелец имеет право передавать руль своей машины любому человеку, имеющему права на управление автомобилем и находящемуся при этом в трезвом состоянии. Страховой полис отбирает у автовладельца это право: если человек в полис не вписан, то и управлять машиной он не может, за нарушение - штраф, равный штрафу за отсутствие полиса (800 рублей). Потому водитель, которому внезапно стало плохо, не может попросить кого-то сесть за руль своей машины. И сколько бы депутаты, принимавшие закон, ни говорили бы о том, что закон принят в первую очередь для защиты людей, в нынешнем его виде он скорее работает на прибыль страховых компаний.

Шоу-бизнес в Telegram