"Число конфликтов растет"

О том, как рядовому владельцу автомобиля не стать жертвой недобросовестных коммерсантов, а в случае обмана отстоять свои права, рассказал "Московскому комсомольцу" вице-президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий. — Многие потребители не обращаются в суд, поскольку не доверяют нашей судебной системе и считают, что большая часть служителей Фемиды ангажированы. Вы разделяете эту точку зрения?

— Делать подобный вывод в отношении перспектив судебной защиты своих прав ни в коем случае нельзя. При всех ее недостатках судебная система все-таки работает и помогает потребителю защитить свои законные права. То же касается и конкретно судей, хотя, надо признать, факты их ангажированности имели место в нашей обширной практике. Приходилось наблюдать случаи, когда еще в начале процесса становилось понятно, что судья более чем благожелательно настроен к ответчику. Но все же это скорее плохие исключения, и в подавляющем большинстве случаев удается добиться вынесения законного решения. — А позволяет ли действующее законодательство сменить судью, если возникли подозрения в нечистоплотности представителя второй власти?

— Подозрения к делу не пришьешь, поэтому, если нет доказательств получения судьей мзды, сменить судью невозможно. Кстати, забавный факт: по закону заявление об отводе рассматривает судья, ведущий дело. Не вышестоящий суд, не специальная комиссия. Абсурдная ситуация. Короче говоря, если дело находится в процессе, то сменить судью согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ можно только при наличии веских причин, например, родственных связей между судьей и участником процесса или доказательств его заинтересованности в исходе дела. Но это уже процессуальные тонкости. — Когда и зачем было создано "Общество потребителей автотехники России"? — Еще в конце 80-х в очередях за новыми автомобилями, которые выстраивались в советские автомагазины, зародилось "Общество потребителей-автолюбителей". В 1991 году сформировали общероссийское объединение, которым и стало ОПАР. Это одна из старейших потребительских организаций в стране, причем из немногих, действующих на национальном уровне. Наша общественная организация имеет отделения и представителей более чем в половине субъектов России. Необходимость создания подобной структуры в советский период была продиктована острым дефицитом автомобилей в стране, и цель, которая перед нами стояла, — улучшить условия покупки и дать гражданам саму возможность приобретения автомобиля. Когда дефицит исчез, приоритетной целью стала защита прав потребителей автомобилей. Общество занимается не только оказанием юридической помощи, но и проведением независимых экспертиз качества и безопасности товаров и услуг в автомобильной сфере. У нас в штате — высококвалифицированные эксперты с кандидатскими и докторскими степенями, способные дать заключение о причинах возникновения тех или иных дефектов при производстве или ремонте машины. Эти заключения принимаются в судах и часто становятся основополагающими в судебных процессах.

— За время существования ОПАР сколько дел вы довели до суда и сколько из них выиграли? — Счет рассмотренных исков идет на тысячи, и подавляющее большинство нами выиграны, то есть вердикт суда был в пользу потребителей. Еще в начале 90-х мы провели ряд прецедентных дел, решения по которым складывали судебную практику по многим другим подобным случаям. До появления закона "О защите прав потребителей" нам удавалось добиваться того, что магазины и автопроизводители заменяли машину ненадлежащего качества. Более того, именно благодаря подобным делам и с участием Общества и создавался закон "О защите прав потребителей".

— Вы говорите, что большинство исков вам удается выигрывать, но вместе с тем, как показывает практика, добиться исполнения решения суда получается далеко не всегда. — Действительно, у нас существуют серьезные проблемы в исполнительном производстве. Например, нередко фирмы, продающие автомобили или их ремонтирующие, оказываются однодневками. Как только к ним предъявляется крупная претензия, все деньги и имущество переводятся на баланс другой однодневки, и потребителю, чьи права были нарушены, получить причитающееся невозможно. Поэтому потребителям, обращающимся с иском к фирме, необходимо всегда просить служителей Фемиды наложить арест на ее имущество. Однако на это судьи идут не всегда охотно.

— Виной всему — дыры в законодательстве?

— Если рассматривать законодательство, то этот вопрос действительно плохо отрегулирован. Кроме того, сейчас практически невозможно наказать руководителя организации, "слинявшего" от ответственности путем перевода имущества и денег на баланс другой фирмы.

— Может ли рядовой автолюбитель, не прибегая к помощи профессионального юриста, отстоять в суде свои права?

— Опыт показывает, что в наших судах без юриста может прийтись трудно. И дело не только в незнании законов и процессуальных действий, но и в психологической неподготовленности к общению с судом. Помню случай, когда истец забыл дома паспорт, из-за это судья стал в прямом смысле орать на бедолагу, дескать, вы сюда не в бирюльки пришли играть, я вас сейчас выгоню! Иногда люди не выдерживают подобных моральных перегрузок и опускают руки. Дешевле и проще нанять профессионала, способного обойти все подводные камни. Хотя если человек уверен в своих силах и достаточно подкован в юридическом плане, то в малых исках можно обойтись без юриста. Но это имеет смысл, когда иск некрупный и риск потери небольшой. Но коли речь идет о крупных суммах или, тем паче, о замене автомобиля, то лучше довериться профессионалам и не рисковать понапрасну, поскольку компании-ответчики денег на квалифицированных юристов не жалеют.

— В какой суд пострадавший потребитель должен подавать иск?

— Преимущества закона "О защите прав потребителей" заключаются в том, что иск можно подавать по своему выбору: либо по месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения ущерба. Право выбора у потребителя. И еще в чем плюс — при подаче иска о защите своих прав потребитель освобождается от уплаты пошлины. То есть суд может оказаться практически беззатратным, если не привлекался юрист и не проводилась экспертиза за счет потребителя. — Как долго длятся судебные тяжбы?

— Обычно срок рассмотрения дела в районном суде занимает не меньше полугода. Также нормальным ходом событий считается от восьми месяцев до года. Хотя, помнится, с "Fiat" долго судились — около трех лет. Это был один из прецедентных исков, когда слушалось дело против иностранного производителя, не имеющего в РФ своего представительства. Много времени уходило на пересылку документов и прочие судебные формальности. Суть в том, что в этой истории было несколько пострадавших, купивших бракованные автомобили марки "Fiat". У одной из машин был негерметичный салон, так что туда постоянно попадала вода, владелица другой из-за заводского дефекта чуть не попала в ДТП. На третьей срезало стабилизатор. В этом случае после длительного разбирательства суд взыскал с иностранного производителя в пользу самого ушлого владельца около 45 000 долларов. — С какими проблемами наиболее часто обращаются в ОПАР потребители? — Большинство претензий связано с качеством российских автомобилей, хотя немало нареканий и на иномарки. В последнее время много жалоб на автосервисы: лицензирование данного вида деятельности отменили, а поэтому контроля стало меньше. Были случаи, когда в процессе ремонта автомобиль серьезно портили и не хотели возмещать причиненный ущерб. Увеличивается число конфликтов со страховыми компаниями, в том числе из-за введения ОСАГО.

ДНИ в Telegram