Кому поможет ОСАГО

Первые месяцы работы закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" развеивают мечты водителей о том, что если ты вовремя купил полис, то в случае аварии можно ни о чем не беспокоиться - твои проблемы за тебя решит страховая компания. Рассказывает газета "Известия". Оказывается, что добропорядочному автовладельцу, которого подбил водитель, имеющий полис, никто и не собирается компенсировать весь объем затраченных на восстановление машины средств. Для того чтобы деньги, вложенные в ремонт, вернулись к хозяину, как и прежде, придется подавать иск в суд. Причем не на компанию-страховщика, а на виновника дорожно-транспортного происшествия.

Ничего не изменилось. Приняв закон об обязательной автогражданке, мы по-прежнему живем в стране правового беспредела. Только уже официально узаконенного. Верховный суд России принял решение, согласно которому страховая компания, в которой купил полис ОСАГО виновник аварии, не обязана выплачивать полную стоимость ремонта владельцу пострадавшей в аварии машины.

Суд отказал в удовлетворении иска компании "Строймаш" к правительству России, в котором компания требовала отменить положение, по которому страховая сумма рассчитывается с учетом износа автотранспортного средства (и его деталей). Если вдуматься в смысл формулировки, то расчет выплат страховщиком производится с учетом износа машины. То есть чем старее ваша машина, тем меньше денег на ремонт вам достанется от страховой компании, которая продала полис виновнику ДТП.

Согласно "Методическому руководству по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния", принятому правительством еще в 1998 году, остаточная стоимость вашей машины рассчитывается исходя из года выпуска машины и ее пробега. Также на износ влияет коэффициент местности эксплуатации. Например, в Москве этот коэффициент равен 1,14. В итоге для Москвы старение машины при пробеге в год 20 000 км составляет почти 7,5% в год. Сегодня совершенно новая машина, купленная вами в салоне, в момент выезда из ворот стоянки продавца уже автоматически теряет 10-15% стоимости. А уже к 6 годам эксплуатации ваша машина будет стоить меньше половины своей цены. И это при том условии, что она не побывала до этого в авариях и не имеет повреждений. Если машина хотя бы поцарапана гвоздем в районе заднего бампера, стоимость ее будет еще ниже.

Представитель Минфина и прокурор, по сообщению Агентства страховых новостей, еще на заседании Верховного суда 25 ноября выступили против иска компании "Строймаш", обосновав свою позицию тем, что возмещение ущерба в объеме, превышающем стоимость поврежденных частей машины, приводит к необоснованному обогащению потерпевшей стороны. Их аргументам вняли суды первой и кассационной инстанций. А на состоявшемся 27 февраля повторном заседании Верховного суда было окончательно узаконено право страховых компаний рассчитывать сумму ущерба и выплачивать ее, основываясь на вышеупомянутых указаниях.

Фактически это означает, что для того, чтобы компенсировать весь причиненный машине в аварии ущерб, человеку по старинке придется обращаться с иском в суд уже не на страховую компанию, а на водителя машины, виновного в дорожно-транспортном происшествии. А как работают наши суды и как долго исполняются выносимые на них решения, в России знают все. Получается, что закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" принят не для защиты людей, пострадавших на дорогах, как нам о том постоянно твердили депутаты, а для пополнения фондов страховых компаний.

Расчетный износ (Итр) автомобиля является отправной точкой для последующих расчетов и определяется по формуле:

Итр = (И1Пф+И2Дф), %,

где: И1 - показатель износа АМТС по пробегу (в % на 1000 км пробега); приведен в Приложении 9; Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта; И2 - показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации; приведен в Приложении 10; Дф - фактический срок службы (в годах с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капремонта.

Следуя здравому смыслу, надо понимать, что машина, например, с 60% износа (а в Москве согласно методике любая машина будет иметь подобный износ через 6-7 лет эксплуатации) вообще не может эксплуатироваться. Как же надо эксплуатировать и гонять бедное авто, чтобы довести его до 60% износа? Представить себе это можно приблизительно так: двигатель при 60% износа просто физически не сможет работать, кузов машины, изношенный на 60%, скорее уже состоит из воздуха, а не из металла. При износе подвески на 60% от машины отвалятся колеса в тот момент, когда она начнет двигаться.

Получается, что износ машины, рассчитываемый по методике правительства, никак не связан с износом реальным. Пробег автомобиля порядка 120 тыс. км для многих иностранных двигателей является детским. И они без проблем могут ездить еще столько же и в три раза больше, и все без капитального ремонта. А вот такой пробег для отечественной автомашины - это уже предел эксплуатации.

ДНИ в Telegram