Как падали "Союзы"

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
В истории советской и российской космонавтики были как триумфальные победы, так и трагические страницы. Ракеты взрывались на старте, космонавты не могли вернуться на Землю, корабли "Союз" выходили из строя. Первый же запуск космического корабля этой серии в 1967 году закончился неудачей – при возвращении с орбиты погиб космонавт Владимир Комаров.

24 апреля 1967 года произошла первая трагедия в истории советской космонавтики: во время своего второго полета погиб Владимир Комаров, пилотировавший экспериментальный корабль "Союз-1". Во время экстренного спуска на Землю не раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, а стропы запасного скрутились из-за сильного вращения. На скорости около 100 километров в час спускаемый аппарат врезался в землю в Оренбургской области и загорелся.

Вот как описывал увиденное в оренбургской степи Алексей Леонов: "Металл горел, как дерево. Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра. И металл расплавленный был, как лужа воды".

В народе ходили слухи о якобы страшных криках Комарова, которые слышали в радиоэфире на Земле, и что он перед смертью сильно ругался на конструкторов, создавших корабль. Леонов назвал все эти домыслы глупостью.

Владимир Комаров. Фото: Фотохроника ТАСС

Спустя четыре года, 30 июня 1971 года, во время возвращения на Землю погиб весь экипаж корабля "Союз-11". Произошло это из-за преждевременного раскрытия клапана дыхательной вентиляции, спускаемый аппарат потерял герметичность, и, испытав жуткие мучения от нехватки кислорода, трое космонавтов погибли. В экипаж входили командир Георгий Добровольский, инженер-исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков.

Больше аварий, связанных с гибелью космонавтов, в СССР и России не было, но нештатных ситуаций с кораблями "Союз" с момента освоения космоса было зафиксировано около двух десятков.


11 сентября 2013 года при возвращении космонавтов с МКС вышли из строя датчики космического корабля "Союз ТМА-08М". Часть пути космонавты летели на ощупь: экипаж не получал параметров о своей высоте, но, тем не менее, посадка прошла без перегрузок и пострадавших.

27 мая 2009 года после старта корабля "Союз ТМА-15" возникли проблемы с регулированием температуры, которые были устранены с помощью системы терморегулирования. На борту находились двое российских космонавтов и канадский астронавт.

Геннадий Стрекалов. Фото: Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАС

14 августа 1997 года при посадке "Союза ТМ-25" раньше времени на высоте около шести километров сработали двигатели мягкой посадки. По этой причине приземление спускаемого аппарата было очень жестким, но космонавты не пострадали.

20 апреля 1983 года с 1-й площадки космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз Т-8" с Владимиром Титовым, Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым на борту. Из-за нераскрытия на корабле антенны системы сближения и стыковки "Игла" экипажу не удалось пристыковать корабль к станции. Проведя два дня на орбите, "Союз" удачно приземлился в заданном районе.


В апреле 1979 года на корабле "Союз-33" с российско-болгарским экипажем взорвался газогенератор, был поврежден резервный двигатель. Однако космонавтам удалось в ручном режиме благополучно посадить корабль, хотя и со значительным перелетом предполагаемой точки посадки.

В 1977 году Владимир Коваленок и Валерий Рюмин не смогли пристыковаться к космической станции "Салют-6". Сделав три попытки и истратив все топливо на своем корабле "Союз", космонавты были вынуждены вернуться на Землю.

Валерий Рюмин. Фото: wikipedia.org

Примерно в такой же ситуации оказались 15 октября 1976 года Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский, но только их нештатная посадка была намного жестче. Корабль "Союз" приводнился на поверхность озера Тенгиз в Казахстане, покрытую кусками льда при окружающей температуре -20 градусов. Выходной люк оказался в воде, и космонавты чуть не погибли. Их спасли пилоты поискового вертолета.

Шоу-бизнес в Telegram