Раскрыты подробности трагедии Falcon

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Специалистам удалось восстановить путь внуковского снегоуборщика перед катастрофой. Установлено, что водитель технической машины перед столкновением с Falcon заблудился на летном поле.

Технической комиссии удалось установить предполагаемые причины катастрофы французского Falcon 50 в аэропорту Внуково, в которой погиб президент компании Total Кристоф де Маржери. Согласно выводам экспертов, путь взлетающему лайнеру случайно преградил пьяный водитель снегоуборочной машины, потерявший ориентацию на летном поле. Благодаря имеющимся данным, эксперты практически посекундно смогли восстановить хронологию событий, приведших к крушению Falcon.

Вечером 20 октября группа из трех спецмашин и пикапа Ford, в котором с водителем находился начальник смены Владимир Леденев, руководивший уборщиками, очищала летное поле от снега. Одна из машин вышла из строя, после чего в сопровождении начальника смены двинулась на ремонт, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ходом расследования. Два других автомобиля, одним из которых управлял Владимир Мартыненко, были временно оставлены без присмотра и продолжили чистить одну из рулежных дорожек, что является нарушением правил воздушного узла.

Выяснилось, что позднее машина с Леденевым вернулась к двум оставшимся снегоуборщикам. Далее три машины выехали в торцевую часть второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2) без согласования с диспетчерами, где один из водителей увидел сломанный сигнальный фонарь. На место были вызваны мастера, которые забрали его и установили, что все остальные фонари горят, и поломка не влияет на безопасность полетов.

Между тем экипаж французского самолета начал подготовку к взлету и приближался к месту старта. В то же время снегоуборщики продолжали движение. При этом Мартыненко повел себя странно: во время разворота колонны он повернул не в ту сторону, отстав от второго спецавтомобиля и пикапа начальника, после чего остановил машину, а затем продолжил движение, но уже в другом направлении. Доехав до ВПП-1, где его вообще не должно было быть, он пересек ее без запроса у диспетчера и поехал дальше.

В течение трех минут Леденев не замечал отсутствия одной из снегоуборочных машин. Эксперты установили, что начальник смены допустил такую оплошность из-за алкогольного опьянения: в его крови было обнаружено 0,19 миллиграмма алкоголя. Проверка также показала, что Леденев перед крушением на протяжении часа не связывался с диспетчерами, хотя по нормативам должен был делать это каждые 15 минут.

Водитель отбившегося от группы снегоуборщика, поняв, что едет не туда и постояв почти две минуты, развернулся и поехал обратно к ВПП-1. Выехав на нее, он остановился прямо на пути начавшего разбег лайнера. Французские пилоты уже ничего не могли сделать, так как заметили грузовик за несколько секунд до столкновения. Начав отрыв, самолет врезался в машину правой стойкой и правым крылом, перевернулся и рухнул на землю.

Учитывая перемещения снегоуборщика по взлетно-посадочной полосе, эксперты сделали вывод, что Мартыненко фактически заблудился во время разворота колонны. Попытавшись самостоятельно догнать ее, он поехал не за ней, а за машиной электриков, приехавших осматривать поврежденный сигнальный фонарь. Поняв ошибку, он развернулся и двинулся в обратном направлении, в результате чего выехал наперерез самолету. В крови водителя спустя два часа был обнаружен алкоголь в объеме 0,62 миллиграмма.

В ходе расследования Мартыненко нарисовал схему своего движения, которая абсолютно противоречит его реальным перемещениям по летному полю, что подтверждает версию о потере ориентировки в пространстве. Проверка показала, что водители спецмашин в аэропорту проходили обязательный медосмотр только перед началом работы, по ее окончании распоряжением главврача проверка проводилась по необходимости. Скорее всего, это и дало возможность Мартыненко употребить спиртное.

Осложнило ситуацию и то, что руководила взлетом Falcon 50 девушка-стажер, не подозревавшая, что обе взлетные полосы в аэропорту заняты спецтехникой. Для нее это была всего вторая ночная смена. Экипаж разбившегося самолета за несколько секунд до выезда спецтехники на полосу получил разрешение на взлет от Светланы Кривсун и начал разгон по полосе, сообщает "Коммерсантъ".

"Что за машина пересекает дорогу?" – успел спросить у коллеги один из пилотов, но начатое движение экипаж даже не попытался прекратить. Во-первых, потому что пилоты уже прошли так называемую точку невозврата – скорость самолета была слишком высокой. Кроме того, варианты действий летчиков в связи с неожиданным появлением дорожной техники просто не были прописаны в инструкциях компании Unijet, которой принадлежал Falcon. Их прописали уже после трагедии.

Как писали Дни.Ру, трагедия с Falcon произошла в ночь на 21 октября. Во время разгона воздушное судно задело выехавший на взлетную полосу снегоуборочный автомобиль. Самолет опрокинулся и взорвался, а все четыре находившихся на борту человека погибли. По делу о крушении Falcon-50 были арестованы пять человек. В их числе оказались водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, руководитель полетов Александр Круглов и диспетчер-стажер аэропорта Внуково Светлана Кривсун.

Шоу-бизнес в Telegram