Фреон незаметно убил подводников

Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия. А пока первые судебно-медицинские экспертизы подтвердили, что причиной гибели людей стало именно попадание в легкие фреона. По данным следствия, фреон был выпущен системой автоматизированного пожаротушения. Она несанкционированно пришла в действие, в результате чего и был выпущен этот газ.

Фреон быстро локализует очаг возгорания, но при этом ядовит. В таких случаях экипаж должен использовать индивидуальные средства защиты. Возможно, подводники не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно. Так как в малой концентрации этот газ вызывает опьянение, а в более масштабных - летальный исход.

Между тем после возвращения АПЛ на базу специалисты осмотрели ее отсеки и пришли к выводу о полной технической исправности подлодки. "Бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в ходе испытаний", - сказал главком ВМФ адмирал Высоцкий.

Он подчеркнул, что Военно-Морской Флот будет принимать участие в расследовании причин этого происшествия и сделает все возможное для оказания помощи семьям погибших. Между тем Губернатор Приморья Сергей Дарькин в воскресенье подписал постановление о выделении по 100 тысяч рублей семьям погибших в результате аварии на атомной субмарине, возникшей во время заводских ходовых испытаний в Японском море.

Все семьи, независимо от того, погиб житель края или нет, материальную помощь получат из резервного фонда Приморья. По предварительным данным РИА "Новости", в результате аварии погибли 5 жителей Приморского края. Трое из них - сотрудники находящегося в городе Большой Камень дальневосточного завода "Звезда", который специализируется на ремонте, демонтаже и утилизации атомных субмарин Тихоокеанского флота.

В понедельник, в 10:00 в Покровском соборе Владивостока состоится траурная литургия по погибшим. По официальным данным следственного комитета прокуратуры (СКП) России, на АПЛ погибли 3 военнослужащих Тихоокеанского флота и 17 гражданских специалистов. Еще 21 человек госпитализирован. В списках погибших - 11 сотрудников Амурского судостроительного завода, среди них члены сдаточного комитета, инженер отдела ядерной безопасности, другие сотрудники. Похороны погибших пройдут за счет ВМФ и администрации Комсомольска-на-Амуре. Дата похорон пока не определена.

Что касается пострадавших, то они госпитализированы. По данным военных медиков, 20 человек имеют отравление легкой степени, один человек - отравление средней степени. "Угрозы для их жизни нет, прогноз благоприятный", - сказал помощник Главнокомандующего ВМФ России - начальник Службы информации и общественных связей ВМФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало.

Всего на борту АПЛ было 208 человек, из которых 81 военнослужащий. Уголовное дело военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту возбудило по статье 352 "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия" УК РФ. Создана следственная группа, расследованием дела занимается военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту. Назначены и уже проводятся судебно-медицинская, судебно-техническая и организационная экспертизы.

Полпред Олег Сафонов взял под личный контроль расследование трагедии. По его указанию в поселке Большой камень, куда прибыла лодка, находится главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Лелюхин, который ежечасно информирует полпреда о ситуации.

Следствие считает, что говорить об окончательных причинах ЧП на атомной подводной лодке можно будет только по завершении экспертиз. Тем временем эксперты уже высказывают мнение, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор.

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ России сказал, что атомная подлодка "Нерпа" находилась на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки. "Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия", - сказал источник. "Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно", - добавил он, подчеркнув, что обычно при срабатывании системы пожаротушения поступает сигнал тревоги, так называемый ревун, который предупреждает экипаж об опасности поступления газа.

В свою очередь, бывший подводник, капитан первого ранга запаса, а ныне главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов считает, что авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках подобного типа и организационных проблем при проведении испытаний. По его словам, эти лодки большого водоизмещения - более восьми тысяч тонн, а экипаж всего около 70 человек. "На лодках военно-морских сил США подобного типа экипаж в два раза больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику", - сказал Илларионов.

По его мнению, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, так как на АПЛ находилось очень много гражданских лиц. По его словам, при подаче огнегасителя типа фреон все опытные подводники тут же одевают персональное дыхательное устройство (ПДУ). Экипаж обязан не только постоянно носить это устройство при себе, но и уметь пользоваться им. "Эти действия доводятся подводниками до автоматизма. Дышать этим аппаратом можно в течение 20 минут", - рассказал эксперт, не исключив то, что "у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться". ПДУ является системой замкнутого дыхания, и если человек ни разу не опробовал ее, то в экстренном случае он не сможет ею воспользоваться.

Бывший подводник считает, что подобная авария, тем более если она произошла в носовом отсеке, не является серьезной для такой лодки. "Такая авария отношений к ядерной энергетической установке не имеет... Это не тяжелая авария для подобной АПЛ. Очень жаль, что погибло и пострадало большое количество людей", - сказал эксперт.

По его словам, произошедшая авария может быть признаком системных проблем организации испытаний - в это время на лодке находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень трудно организовывать. "Во времена СССР мы в год сдавали по три-пять подводных лодок, а сейчас одну лодку в пять лет. Люди забыли об осторожности и утратили специальные навыки. К сожалению, мы утратили кадры и драгоценнейший опыт в этой области", - заключил бывший подводник.

Шоу-бизнес в Telegram