Торговые сети сопротивляются честным ценам

Фото: GLOBAL LOOK press/imago stock&people
Мониторинговая группа "Единой России" "Честная цена" подвела итоги масштабной проверки исполнения закона о торговле с учетом последних поправок. Основной упрек заслужили федеральные магазины, которые затягивают заключение договоров на новых условиях.

Результаты мониторинга обсуждали на форуме "Честная торговля – честная цена", который прошел в Международной промышленной академии. Федеральная рабочая группа проконтролировала деятельность торговых сетей в 76 регионах, в 47 из них были созданы горячие линии, на которые поступило более 1,3 тысячи звонков. Было проведено 650 контрольных рейдов в торговых организациях и на рынках.

Поправки в закон о торговле были утверждены президентом в начале июля. Изменения, в частности, ограничивают размер вознаграждения торговых сетей величиной 5% от цены купленного товара (ранее – 10%), в эти ретробонусы включаются рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги по продвижению товара. Кроме того, снижаются сроки оплаты поставленных товаров. Уже с 15 июля договоры между торговыми сетями и поставщиками должны заключаться по новым правилам.

Однако пока заключенных на новых условиях контрактов немного, сообщила глава мониторинговой группы, депутат Госдумы Ирина Яровая. При этом региональные торговые сети более добросовестны в исполнении требований закона, а федеральные затягивают начало договорной кампании. "Уже наметились тенденции, что этот процесс будет длиться вплоть до 1 января 2017 года. Выявлены случаи принуждения к перезаключению договоров до 15 июля 2016 года, то есть до вступления в силу закона", – сообщила Яровая.

По словам парламентария, торговые сети пытаются придумать способы обойти закон – требуют скидки, грозят штрафами. Задача мониторинга "Единой России" "не просто принять закон, а сделать так, чтобы он реально работал", сказала глава мониторинговой группы. "Поэтому уже в сентябре мы представим президенту России Владимиру Путину доклад, в который войдут факты, которые мы выявили в ходе мониторинга", – отметила Яровая.

До принятия поправок в закон производители на фальшмаркетинге и вознаграждении в среднем теряли около полутора триллионов рублей. "Эти деньги мы намерены сохранить для отечественного производителя. Они пойдут на развитие производства, повышение качества продукции, расширение ассортимента и формирование честной цены", – отметила Ирина Яровая. Она также сообщила, что, благодаря закону о торговле, в регионах открыто более трех тысяч ярмарок, где покупатель может приобрести качественную продукцию без торговых наценок.

Основная цель поправок, разъяснила Яровой, – защита отечественного производителя "от поборов и дискриминационных практик". "Наши отечественные производители готовы расширять производство и подтверждают высокое качество, поэтому мы будем защищать производителя и покупателя в праве на взаимовыгодную встречу", – заключила она.

По мнению президента "Опоры России" Александра Калинина, многое будет зависеть от исполнения закона. "В результате всех маркетинговых ходов до 50% от оборота производитель всегда отдавал сетям, так не могло происходить долго", – заявил он.

В свою очередь, первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский отметил, что некоторые торговые сети слишком откровенно демонстрируют свое нежелание подчиняться новым правилам. Поэтому он считает, что необходимо определиться, "хотят ли такие торговые сети работать в России".

"Как мы видим, региональные сети хотят, а федеральные нет. Мы должны противодействовать транснациональным компаниям, которые не заинтересованы в развитии наших производителей и препятствуют этому", – заявил сенатор.

Шоу-бизнес в Telegram