"Автоюристы" лишили страховщиков 10 миллиардов

Фото: Леонид Павлюченко/Дни.Ру
Представители страховых компаний, Центробанка и Верховного суда встретятся для обсуждения проблемы криминальных юристов, которые занимаются спорами по возмещению ущерба в рамках гражданской ответственности автомобилистов. По данным представителей рынка страхования, деятельность таких субъектов нанесла им за год ущерб в размере десяти миллиардов рублей.

Представители страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда намерены провести 26 мая встречу для обсуждения проблемы криминальных юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках "автогражданки". Предметом обсуждения станет деятельность людей, которые через суд добиваются резкого увеличения выплат страховых компаний. Работа "автоюристов" уже привела к сворачиванию страховщиками деятельности в ряде регионов, после чего автомобилисты столкнулись с дефицитом полисов ОСАГО.

"В рамках встречи предполагается очно обсудить комплекс сформулированных Российским союзом автостраховщиков (РСА) мер по решению проблемы, которые после майских праздников были направлены Верховному суду для предварительного ознакомления", – сказал источник в отрасли. По информации ТАСС, тема также обсуждалась на встрече руководства ЦБ с собственниками страховых компаний 17 мая.

РСА подготовил план мер по борьбе с деятельностью "автоюристов", говорится в письме организации. По мнению страховщиков, эта проблема является основной. "Судебные издержки стали отдельной, очень существенной и непрогнозируемой статьей расходов страховщиков ОСАГО, которая сильно искажает всю экономику этого вида страхования", – заявил первый зампред правления крупной страховой компании Николай Галушин.

В письме страховщики просят Верховный суд выпустить ряд разъяснений для судов по наиболее популярным схемам, благодаря которым "автоюристам" удается выигрывать судебные разбирательства и взыскивать судебные выплаты, которые могут в разы превышать размер страховых компенсаций. В частности, страховщики предлагают при оценке ущерба руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками. Также требуется в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра.

В письме РСА подробно разъясняется схема работы "автоюристов", которые перехватывают потерпевшего сразу после ДТП и заключают договор или оформляют доверенность. Зачастую "решалы" на месте выплачивают определенную часть средств пострадавшему, после чего у него пропадает интерес обращаться к страховщику. "Потерпевший получает сумму, как правило, меньше размера ущерба, который мог бы выплатить страховщик", – утверждают участники рынка.

Далее страховщику ОСАГО направляется досудебная претензия, а поврежденный автомобиль на осмотр не предоставляется. "Таким образом, страховщик не имеет возможности определить размер ущерба. Итог – штрафы, пени, завышенный размер ущерба – идут не в пользу потерпевшего, а в пользу "автоюриста", что можно классифицировать как злоупотребление правом", – говорится в письме.

По подсчетам страховщиков, "автоюристы" вывели со страхового рынка около десяти миллиардов рублей в 2015 году. Доля судебных выплат в общем объеме страховых выплат в Южном федеральном округе (одном из наиболее проблемных) достигает 40%. При этом если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке составляет около 35 тысяч рублей, то средний размер выплаты с учетом судебных издержек превышает 62 тысячи.

Шоу-бизнес в Telegram