Как азиаты комплексуют из-за Запада

Кадр из клипа "PSY - GANGNAM STYLE"
Восток – один из древнейших очагов цивилизации, который подарил миру древние философские течения, сохраняющие актуальность и по сей день, а также технологии, во многом предопределившие развитие всей мировой цивилизации. Однако сейчас, в XXI веке, некогда могучие азиатские исполины предпочитают оставаться в тени, а публике показываться, лишь тщательно замаскировавшись под европейцев.

Как сложилось, что, имея за плечами богатейшую и самобытнейшую культуру, представители восточной цивилизации с упорством, достойным лучшего применения, пытаются сойти "за своих" на Западе, попытались разобраться Дни.Ру. И, пожалуй, ярче всего кризис национальной идентичности отражается в Японии. Япония по праву считается страной тысячей странностей. О японской рекламе ходят настоящие легенды, а некоторые привычные простым жителям архипелага традиции и образ жизни в целом кажутся европейцам дикостью. Однако эта самобытность соседствует с ярко выраженной и порой необъяснимой тягой "на Запад". Не случайно многие политические и экономические аналитики, говоря о западных столицах, включают туда и Токио, несмотря на очевидные географические противоречия.
Даже не самый внимательный наблюдатель может заметить существующий в Японии так называемый культ США. Во время приезда в страну американских политиков весь маршрут их следования увешан звездно-полосатыми флагами, а чтобы почетный гость не сомневался в их любви, японцы приветствуют его как настоящую рок-звезду. Поездка на Запад для японского тинейджера – своеобразный "социальный лифт" в области престижа. Культуру, политику, экономику – практически любые проявления американского присутствия – в Японии любят настолько сильно, что, сохраняя безусловную память о страшной трагедии уничтожения городов Хиросимы и Нагасаки вместе с большей частью их населения, о том, кто именно сбросил ядерные бомбы, предпочитают не распространяться. Не случайно, несмотря на регулярные сообщения о том, что очередной американский военный изнасиловал японку вблизи американской военной базы на островах, говорить о выводе военного контингента США власти Японии отказываются.
Стороннему наблюдателю подобный подход может показаться полной потерей национальной гордости и неспособностью отстоять свои интересы. Однако экономические показатели говорят совсем о другом. Япония входит в число великих экономических держав, входит как в состав G7, так и G20. По номинальному ВВП эта страна, площадь которой составляет чуть меньше 378 квадратных километров (61-я в мире), находится на третьем месте. По ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности, на четвертом. Дальше – больше. Эта крохотная по сравнению с другими мировыми державами страна является четвертым по величине экспортером и шестым по величине импортером. При этом главным партнером Токио по экспорту остаются США, они же входят в число таковых по импорту, уступая лишь выбившемуся в лидеры благодаря удачному географическому положению и максимально эффективному использованию собственных ресурсов Китаю.
Вдобавок ко всему расходы на безопасность в Японии сильно сокращены – девятая статья Конституции страны прямо запрещает ей иметь свою армию и принимать участие в войнах. Японские вооруженные силы называются Силами самообороны и не могут похвастаться мощью. Численность японских военных составляет лишь порядка 250 тысяч человек. Все это, равно как и теснейшее взаимодействие с Западом по многим экономическим вопросам, позволяет Японии с минимальными потерями поддерживать высочайший уровень жизни. Впрочем, вопрос, стоят ли того неизбежные культурные изменения и постепенный отказ молодых японцев от национальной самоидентификации, а самого государства – от части суверенитета, остается открытым.
Северная Корея стала своеобразной прививкой для всего мира, предупреждением о тех минусах, которые несет тоталитаризм, милитаризм и нежелание идти на компромисс. Южная Корея стала зеркальным отражением КНДР, своеобразной витриной Запада в Азии. Проблема лишь в том, что подчас попытки соответствовать стандартам европейской цивилизации больше напоминают пародирование. На Западе любят компьютерные игры? Что ж, в Южной Корее они станут элементом национальной культуры. Страна считается родоначальницей киберспорта и до сих пор сохраняет за собой пальму первенства среди игроков, связавших карьеру с виртуальными достижениями. По США и Европе колесят бойз– и герлз-бенды? В Южной Корее их станет больше, чем где бы то ни было. В результате удачного попадания на азиатскую почву западного хип-хопа образовался новый музыкальный жанр, который получил название K-pop и успел породить собственную субкультуру. Внезапно оказалось, что продукт, появившийся как попытка адаптировать под внутренние реалии Кореи, пользуется популярностью и за границей. Впрочем, своей главной цели исполнители K-popа добиться не смогли – иногда их замечают на американском медиарынке, однако речи о прочном закреплении на нем не идет. Критики настаивают, что это происходит из-за конвейерного подхода к производству, а также бездумного копирования американской поп-музыки.
Сфера, в которой Южной Корее удалось приблизиться к США, – это война. По численности действующих войск армия Северной Кореи находится на седьмом месте в мире, а по числу резервистов – на втором. Конституция обязывает всех мужчин Южной Кореи служить в армии, при этом длится срочная служба 21 месяц. Порядка 15% бюджетных средств уходит на содержание южнокорейской военной машины. И нельзя сказать, что она простаивает. После корейской войны Вашингтон и Сеул подписали "Договор о взаимной обороне", из-за которого Южная Корея вынуждена направлять свои войска за границу, помогая американским силам во время их вторжений. Некоторые эксперты отмечают, что соглашение, первоначально служившее для защиты мира на полуострове, превратилось в своеобразную повинность, которую страна вынуждена нести в доказательство своей верности.
Мало кто может усомниться в самобытности Китая. Речь идет не только о богатом культурном наследии – как показала практика, страны могут легко отказаться от своего прошлого ради сиюминутных выгод и удовольствия встать в один ряд с "лидерами цивилизации". У власти в КНР по-прежнему находятся коммунисты, что несколько ограждает страну от сдачи национальных интересов в угоду интересам партнеров с Запада. И тем не менее избавиться от "азиатского проклятия", когда страна пытается как можно точнее воссоздать западные образцы, Китай не смог, даже обладая столь богатым инструментарием. Однако подошли к этой проблемы китайцы своеобразно, не забывая об экономических резонах.
Для состоятельных китайцев, желающих приобщиться к европейской жизни, но не настроенных покидать родину, местные компании по всей стране создают копии городов Англии, Германии, Австрии и других стран, привлекающих туристов архитектурой и историей. Богатого бэкграунда китайские копии городов не обещают, взамен предлагая гражданам с ювелирной точностью воссозданные строения одновременно с привычной средой обитания. В частности, на окраине Шанхая появился небольшой город Темза, названный в честь реки в Англии. Отсутствие водной артерии поблизости не остановило инженеров, и они прорыли искусственную. Также известно о существовании копий австрийских Инсбрука, Зальцбурга и Хальштатта. Впрочем, наблюдатели отмечают, что особой популярностью эти азиатские близнецы европейских городов не пользуются – большинству китайцев квартира в таком месте не по карману.
То, что действительно пользуется большим спросом, и не только в Китае, но и во всем остальном мире, – это китайские копии западных товаров. От оригиналов их выгодно отличает более демократичная цена. Однако есть и минусы – серьезный удар по качеству продукции. Это, впрочем, не останавливает многочисленных противников "переплачивать за обложку", а термины "китайская копия" и "китайская подделка" успели стать нарицательными. Касается это брендов техники, одежды и даже автомобилей. Степень добросовестности копирования сильно различается от завода к заводу. Иногда покупателю может повезти, и он за небольшие деньги приобретет товар, практически идентичный оригинальному, единственным отличием которого станет отсутствие фирменного лейбла. Однако зачастую "китайское качество" становится антонимом качеству немецкому, и продукт сохраняет лишь внешнюю, иногда весьма отдаленную, схожесть с тем, что призван заменить. Использовать его по назначению часто невозможно.
При всем своем стремлении походить на представителей Запада, копировать даже самые мельчайшие детали, которым обычно не придается большого значения, ни Китай, ни Япония, ни Корея не забывают об экономической выгоде. Иначе бы не стал Сеул отправлять своих солдат, в которых остро нуждается для защиты от исходящей от КНДР угрозы, принимать участие в конфликтах, развязанных США. Как не стал бы Токио закрывать глаза на уничтожение двух своих городов и непрекращающееся иностранное военное присутствие, которое де-юре обеспечивает безопасность страны, однако де-факто, согласно версии ряда аналитиков, является свидетельством скрытой американской оккупации. И Пекин, обладая самой значительной из этой тройки экономической мощью, не стал бы мириться с навязанными правилами игры, а просто смел бы не устраивающие его барьеры. Тем не менее погоня за финансовой выгодой несет скрытую угрозу – привыкая к городам, "как на Западе", слушать песни, "как на Западе" и в целом жить, "как на Западе", постепенно жители азиатского региона могут попросту отвыкнуть от собственной системы ценностей и принять другую, навязанную извне. Проблема же заключается в том, что западная цивилизация все свои усилия направляет во благо этой же западной цивилизации и от Азии ждет того же. Нет, не того, чтобы Восток работал себе во благо, а чтобы Восток работал во благо Запада.

ДНИ в Telegram