* Организация запрещена на территории РФ
Фото: GLOBAL LOOK press/Jim West
Террористы "Исламского государства" (организация запрещена в России) теряют контроль над нелегальными поставками нефти. Правда, пока боевики продолжают получать доходы от "черных" поставок. Между тем, инициативу начали перехватывать другие участники сирийского конфликта. Эксперты считают, что сейчас "ИГ" продает в три раза меньше нефти, чем летом 2015 года. Однако общий объем поставок по-прежнему может составлять до 400 тысяч баррелей в сутки, что влияет на цены.
Для
нелегальной торговли нефтью используется в основном участок сирийско-турецкой границы, который располагается между двумя курдскими анклавами на севере страны и контролируется протурецкими боевиками. Турция покупает нелегальную нефть по 10–13 долларов за баррель при рыночной цене в районе 40 долларов. Правда, за последние месяцы объемы закупаемой у террористов нефти заметно сократились. По оценкам экспертов, объем поставок мог снизиться примерно в три раза – с 200 тысяч до 60 тысяч баррелей в день из-за уменьшения контролируемой боевиками "ИГ*" территории.
Золотой век" нефти "Исламского государства*" завершился, считает политолог Дмитрий Евстафьев. "Если в августе–сентябре прошлого года ИГИЛ* продавало, по разным оценкам, до 200 тысяч баррелей нефти в сутки, то теперь, во-первых, террористы потеряли некоторые нефтяные поля, а во-вторых, транспортные пути в значительной мере перекрыты и находятся под огневым контролем противостоящих ИГИЛ сил", – сказал эксперт. Он отметил, что 60 тысяч баррелей – это тот объем, который "Исламское государство" еще гарантированно может получать на четырех нефтяных месторождениях в Северном Ираке. Доступ в трубопроводную систему сейчас также затруднен, приходится использовать в основном автотранспорт, что накладывает серьезные ограничения.
Однако это вовсе не означает, что сократились сами нелегальные поставки нефти из региона на мировой рынок, подчеркнул политолог. "Объем нелегальных нефтяных поставок из региона, который оценивался в 400 тысяч баррелей в день, уменьшился максимум на 25%. ИГИЛ сегодня далеко не единственный и, вероятно, уже не самый крупный продавец нелегальной нефти в регионе", – цитируют "Известия" Дмитрия Евстафьева.
Даже при полном разгроме "ИГ" поставки будут продолжаться, уверен он. Только поставщики изменятся. Но смена поставщиков не снимет риски дестабилизации нефтяного рынка, уверен политолог. "А 250–300 тыс. баррелей нефти ежедневно (при условии ритмичных поставок) способны оказать влияние на мировой рынок", – подчеркнул он. По его словам, появление на рынке небольших, но постоянных объемов сверхдешевой нефти способно оказывать долгосрочное понижательное воздействие на рынок.
В Европе, куда во многом уходит нелегальная нефть, покупатели обычно хорошо осведомлены, откуда она (это легко определяется по химическому составу). То есть европейцы постоянно закупают нелегальную нефть и не видят в этом ничего зазорного. "Кстати, в том числе поэтому Европа старается не ссориться с Эрдоганом: он эти нефтяные потоки хотя бы упорядочивает", – заключает политолог.