Чем будут лечиться россияне с 2016 года

Фото: GLOBAL LOOK press/Alexander Legky
Россиянам все чаще предлагают лечиться отечественными средствами: власти страны недвусмысленно дали понять, что намерены избавить систему здравоохранения от засилья импортных лекарств и оборудования. Эти перемены были восприняты неоднозначно, критики называют такой переход авантюрой, упрекая российские аналоги в низких качестве и эффективности. Насколько обоснованны эти упреки и сможет ли отечественная фарма достойно заменить дорогие иностранные препараты, разбирались Дни.Ру.

Импортозамещение в фармацевтической промышленности набирает обороты. По данным Минпромторга, объем поставок российских лекарств на отечественный рынок вырос с прошлого года с 10 до 38%. Более того, ожидается, что их доля будет только увеличиваться. Дело здесь не столько в росте курсов валют и дороговизне импортных препаратов, сколько в государственной политике. Правительство в течение последнего года последовательно оттесняет зарубежные фармацевтические концерны от госзаказов. В результате российские больницы все в большей степени переходят на лечение граждан отечественными аналогами. Лечить по-русски В феврале этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, ограничивающее госзакупки импортной медицинской техники, а уже в апреле профильный комитет Госдумы предложил ввести похожие меры в отношении лекарственных препаратов. Основная цель – поддержка отечественного производителя и снижение зависимости российской медицины от иностранных поставок. Минздрав и Минпромторг взялись за разработку соответствующего документа, и уже в октябре его планируется внести в правительство. Ожидается, что новые правила начнут действовать с 1 января 2016 года.
Грядущие перемены вызвали широкий общественный резонанс. Среди населения сразу поползли слухи о том, что власти хотят совсем запретить зарубежные лекарства и вскоре они исчезнут из продажи, как французские сыры с плесенью в прошлом году. Это не так: во-первых, речь идет только о тех препаратах, аналоги которых уже производятся в России. Если аналогов нет, то ни о каком запрете не может быть и речи, подчеркивают в правительстве. Во-вторых, ограничения будут действовать только при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд при наличии двух и более участников по поставке лекарственных средств. Иными словами, в аптеках и частных клиниках все останется по-прежнему, а вот в государственных больницах и поликлиниках пациентов будут лечить по-русски, то есть тем, что произвели в России. Наконец, "политика протекционизма" распространяется и на иностранных производителей лекарств, которые "вложили свои средства в строительство предприятий и локализацию своих препаратов на территории России", недавно заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. То есть зарубежные лекарства, производство которых налажено в нашей стране, будут считаться условно отечественными – подобно Volkswagen и BMW, которые для системы госзакупок приравниваются в правах к Lada, если они собраны на заводе в Калуге или Калининграде соответственно. Жизненно важное импортозамещение Президент Владимир Путин поставил задачу обеспечить к 2018 году производство в России 90% из списка жизненно важных лекарственных препаратов. В данном перечне – более 600 позиций, и на сегодняшний день порядка 70% из них уже производятся на отечественных предприятиях. В решении этой задачи с технической точки зрения проблем возникнуть не должно: произвести аналог лекарства, располагая формулой, несложно. Ключевым здесь является вопрос качества, то есть смогут ли российские аналоги быть такими же эффективными, как и их зарубежные оригиналы. Мнения на этот счет расходятся. Производители лекарств клянутся и божатся, что их продукция ничем не хуже, а порой даже лучше, чем иностранная. Критики же, наоборот, утверждают, что эффективность российских дженериков значительно ниже иностранных препаратов, вдобавок у них наблюдаются неприятные побочные эффекты. Дебаты на этот счет продолжаются до сих пор, но пока правительство поддерживает в этом споре отечественного производителя.
Несмотря на то что бюджеты на исследования у западных и азиатских фармацевтических компаний несоизмеримо больше, чем у российских, отечественной промышленности есть чем гордиться. Важным показателем здесь является признание препарата за рубежом, которое можно расценивать как своеобразный знак качества. Экспортный клапан В России изобретены и успешно экспортируются в страны СНГ такие противовирусные препараты, как "Арбидол" и "Кагоцел", причем последний сейчас готовят к выходу на рынки дальнего зарубежья. В начале же сентября петербургский "Биокад" и египетская Med Pharma Group подписали долгосрочное соглашение о поставках противоопухолевого препарата "Ритуксимаб" на сумму 42,5 миллиона долларов. К слову, это не первый зарубежный контракт питерской фирмы: она уже давно и успешно поставляет свою продукцию на рынки стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, а общий объем экспортных поставок превысил полмиллиарда долларов. Есть успехи и у отечественных производителей медицинских устройств. Так, пензенский "МедИнж", который производит сердечные клапаны, экспортирует их в ту же Латинскую Америку, Африку и даже в далекую Австралию. Так или иначе, но Минздрав и Минпромторг скорее склонны доверять нашей фармацевтической промышленности. В целом доверяет отечественным лекарствам и население. По данным фонда "Общественное мнение", две трети россиян верят в отечественную фармацевтическую промышленность. Согласно последним соцопросам, 64% наших сограждан считают, что в ближайшие годы вполне возможно заместить импортные лекарства качественными российскими аналогами.

Шоу-бизнес в Telegram