Как олигархи набивают себе цену

Патох Шодиев. Фото: rutv.ru
Совладелец казахстанской компании ENRC Потах Шодиев старательно поддерживает имидж человека, имеющего влияние на самом высоком международном уровне. Это приносит ему выгоду, несмотря на то что слухи о его дружбе с президентами действительности не соответствуют.

Несмотря на то что великий комбинатор Остап Бендер был лишь вымышленным персонажем, дело его живет и поныне (о чем свидетельствует регулярное возникновение финансовых пирамид). В сонм крупных мистификаторов уже вошли такие звезды жанра, как Сергей Мавроди и Бернард Мэдофф. Теперь же на их лавры претендует известный казахстанский бизнесмен узбекского происхождения Потах Шодиев, активно поддерживающий слухи о своей дружбе с мировыми лидерами.

"У совладельца и сооснователя крупнейшей в Казахстане горнодобывающей компании ENRC Потаха Шодиева много обличий. Выпускник МГИМО, успешный бизнесмен, миллиардер, богатейший гражданин Бельгии (с состоянием свыше 3,7 миллиарда долларов), филантроп, президент Всемирного фонда за демократию, доктор политических наук и многое другое", – пишет Lenta.ru.

Сам Шодиев позиционирует себя как человека, имеющего дружеские отношения с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, бывшим президентом Франции Николя Саркози, премьер-министром России Дмитрием Медведевым и другими лидерами и высокопоставленными чиновниками. Однако при более детальном анализе выясняется, что это мало соответствует действительности. И хотя, на первый взгляд, карьера предпринимателя движется вполне успешно, есть все основания полагать, что уже в недалеком будущем его могут ожидать крупные неприятности на фоне многочисленных коррупционных расследований.

Путь Шодиева к большому бизнесу и деньгам начинался четверть века назад в только что обретшем независимость Казахстане. Молодой Шодиев в середине 90-х взялся помочь малоизвестной бельгийской компании Tractebel освоить казахстанский рынок. Результатами его трудов стали бельгийское гражданство и несколько миллионов в инвалюте, а также утрата среднеазиатской республикой контроля над такими стратегическими активами, как магистральные трубопроводы и столичная энергокомпания "Алматыэнерго".

Но отношения между Шодиевым и его бельгийскими партнерами по каким-то причина не сложились, и руководство Tractebel обвинило его во взятке, обратившись за справедливостью в суд. Дело тянулось чуть ли не десять лет, причем следователям удалось накопать на бизнесмена немало компромата. Среди прочих пунктов обвинения, было и отмывание денег через специально созданный на офшорных островах Кука International Financial Bank Limited.

Как тогда писали СМИ, Шодиеву было не миновать тюрьмы, но внезапно бельгийские законодатели принимают закон, дающий возможность заменить реальный приговор выплатой денежного возмещения и позволивший ему избежать ареста. Как вскоре сообщила европейская пресса, в лоббировании этого закона якобы принимали участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава Франции Николя Саркози.

"В тот период Шодиев якобы активно встречался с представителями крупного европейского бизнеса, обсуждая с ними готовящиеся сделки между Казахстаном и Францией, – пишет Lenta.ru. – Компания Eurocopter пыталась также "продвинуть начальный контракт с Россией, касающийся примерно 50 боевых вертолетов", а поскольку Шодиев "очень близок и к Медведеву", его фигура "неизбежна для поддержки, в частности, этого проекта".

После этого в Елисейском дворце якобы была создана специальная команда с единственной целью – спасти Шодиева в Бельгии. Именно она начала лоббировать идею спасительных законодательных изменений через бельгийского политика Армана де Декер, который одновременно был и адвокатом Шодиева, и председателем бельгийского сената.

Изложенный сюжет выглядит в буквальном смысле фантастически. Показательно, что эта, прямо скажем, компрометирующая всех участников событий история стала достоянием гласности спустя пять лет после описываемых в ней событий и аккурат в тот момент, когда Николя Саркози вознамерился вернуть себе кресло президента Франции.

При этом Шодиев ни до, ни после нее не был замечен в контактах с председателем российского правительства и совершенно точно не входил в его ближний круг. Однако и опровергать приписываемое ему журналистами влияние на тот момент уже долларовый миллиардер не стал.

В целом же совладелец крупнейшей горнорудной компании Казахстана трепетно относится к своему имиджу влиятельной персоны, и отличить правду от вымысла оказывается очень сложно. Вот, например, олигарх любит хвастаться своими наградами – орденами Почета и Барыс третьей степени. При этом в стране – несколько тысяч таких орденоносцев, но знают об этом лишь жители самого Казахстана. Кроме того, Шодиев является членом Казахстанской академии естественных наук, доктором наук, президентом Всемирного фонда развития демократии и благотворительного фонда своего имени. К слову сказать, таким же любителем самопозиционирования был Бернард Мэдофф, отправившийся за решетку по итогам своих финансовых махинаций.

У Шодиева с махинациями тоже все в порядке. Например, принадлежащая ему компания ENRC каким-то таинственным образом попала в листинг престижной Лондонской биржи, хотя еще на стадии подачи документов к ней были высказаны самые серьезные претензии. Но акции ENRC все же попали в продажу, а когда эта история вскрылась, у британских финансовых властей возникли серьезные вопросы к ее участникам.

Вопросы к Шодиеву появились и у парламента Великобритании – после того, как его компанию уличили в подкупе лидеров сразу нескольких африканских стран. Действуя через офшорные счета, бизнесмены выплачивали миллионы долларов за предоставление беспрепятственного доступа к местным активам, например, доверенному лицу президента Конго Джозефа Кабилы.

В итоге ENRC со скандалом ушла с LSE. Шодиев утверждает, что его бизнес только выиграл от делистинга. "Наверное, это так и есть, ведь после ухода с LSE деятельность горнодобывающего гиганта стала и вовсе непрозрачной. Создателям "мыльных" империй обычно только это и нужно", – заключает издание.

ДНИ в Telegram