Рестораны обеднели из-за запрета на курение

Доходы ресторанов, кафе и баров упали на 20% после введения с 1 июня запрета на курение. Эксперты ожидают, что падение продаж увеличится до 30%.

По данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения запрета с 1 июня на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали на 15-20%. "На сегодняшний день у разных предприятий общественного питания в Москве спад в товарообороте 15-20%. Это очень серьезно. Это данные по кафе, ресторанам, барам. Клубы мы не считали", – рассказал президент ФРИО Игорь Бухаров.

Больше всего, по его словам, пострадали кофейни и бары. Люди привыкли приходить туда главным образом не поесть, а пообщаться – за чашкой или бокалом, и имея при этом возможность курить. Падение продаж было ожидаемым. "Наши коллеги в Европе говорят, что в течение первого года, когда начинает действовать запрет, падение очень серьезно. В пабах, например, оно составляло 30%. Потом клиенты возвращаются, привыкнув и приспособившись к запрету. Но к этому времени часть заведений разоряется", – добавил Бухаров.

По его словам, при сравнении Москвы с другими европейскими столицами нужно учитывать, что у нас курильщиков больше, а заведений общепита меньше, поэтому прямых параллелей проводить нельзя, сообщают "Известия". Столичные рестораторы подтвердили снижение продаж в пределах 15-20%. Однако, по данным экспертов, это явление временное: как минимум половина клиентов, бойкотирующих общепит, вскоре туда вернется – сработают привычки встречаться с друзьями не в квартирах, а в заведениях общественного питания. Специалисты отмечают, что строгость рестораторов по отношению к клиентам, которые хотят покурить, несмотря на запрет, будет зависеть от строгости правоохранительных органов к самим рестораторам. Если штрафы будут неминуемыми, администрация заведений не захочет смотреть на курильщиков сквозь пальцы.

Председатель совета московского отделения "Опоры России" Александр Жарков считает, что московский общепит может потерять 20-30% выручки из-за запрета на курение. Как он отметил, при разработке закона предполагалось дать потребителям адаптационный период: не имея возможности курить в помещении, они могли бы делать это на летних верандах. Именно поэтому новые правила вступили в силу летом. Но на практике никакого адаптационного периода нет. Большинство предпринимателей, по словам Жаркова, не позволяет клиентам курить, в том числе и на летних верандах. При этом московские и федеральные власти до сих пор занимают по этому вопросу разные позиции. Московский департамент торговли и услуг утверждает, что курить там нельзя. Минпромторг дал разъяснения, что антитабачный закон не содержит положений, которые бы это запрещали.

"Мы обратились к прокурору Москвы с просьбой дать свои разъяснения, чтобы исключить двоякое толкование закона. Также мы обратились к главе московского управления Роспотребнадзора Елене Андреевой. С ней достигнута договоренность о том, что управление не будет проводить проверок на летних верандах до того, как московская прокуратура не даст свое разъяснение", – отметил Жарков. В письме в прокуратуру "Опора России" напоминает, что закон запрещает курение в помещениях общественного питания, а летние веранды не являются помещениями. Также закон запрещает курение в нестационарных объектах. Однако сфера действия федерального закона, где дается определение нестационарным объектам, не распространяется на предприятия общественного питания. Прокуратура должна дать ответ до 10 июля.

Шоу-бизнес в Telegram