Россия потеряла на запусках ракет 20 млрд

Неудачные запуски космических аппаратов и транспортных рейсов на орбиту, которые не были застрахованы,обошлись российскому бюджету более чем в 20 миллиардов рублей. Из 100 запусков, проведенных за последние четыре года, шесть признаны "неуспешными".

Такие данные приводятся в ответе Российской ассоциации авиакосмических страховщиков (РААКС) контрольно-ревизионному управлению Кремля. Согласно документу, с 2010 года проведено 100 запусков в космос, шесть из них признаны "неуспешными" или "аварийными", причем как минимум пять из ни не были застрахованы, отмечает газета "Ведомости".

Ранее Роскосмос считал нужным страховать только "уникальные" (как "Фобос-М"), а не серийные спутники (как "Глонасс"). Но серийная техника, в том числе ракеты-носители, оказалась не столь надежной. В качестве основных причин космических аварий эксперты называют человеческий фактор и недостатки контроля производства космической техники, в том числе ошибки при сборке и недостаточный объем заводских испытаний, а также ошибки в программном обеспечении, при монтаже и сборке ракеты-носителя и проблемы с разгонным блоком. Исправить ситуацию должен закон о страховании космических рисков. Разработать его премьер Дмитрий Медведев поручил еще в августе, после гибели "Протона" с тремя "Глонассами" на борту. Работу над проектом курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его поручению Роскосмос, Минобороны, Минэкономразвития и Минфин должны подготовить свои проекты к 14 августа. Свой проект готовят и в РААКС, предлагая страховать не только сами запуски и эксплуатацию на орбите, но и испытание ракетных двигателей, а также персонал предприятий космической отрасли.

В то же время, по мнению экспертов, самый опасный этап – запуск аппарата на орбиту, он же самый затратный. При этом стоимость страхования запусков и последующей эксплуатации космических аппаратов на орбите колеблется в коридоре 16-25%. Таким образом, государство смогло сэкономить на незастрахованных запусках от 3,2 миллиарда до пяти миллиардов рублей.

Шоу-бизнес в Telegram