Что подорожало из-за обвала рубля

Фото: GLOBAL LOOK press
На фоне резкого снижения курса рубля к иностранным валютам, прежде всего, доллару и евро, продавцы в российских магазинах меняют ценники. В первую очередь, дорожают импортные товары: электроника, бытовая техника, автомобили. Не стоят на месте и цены на продукты питания.

Первое, на что обращают внимание покупатели при повышении цен, это, несомненно, продукты. Это связано с тем, что за едой люди ходят чаще, чем за непродовольственными товарами, и изменения цен в этом сегменте покупатели замечают быстрее. Буквально за неделю подорожало абсолютное большинство товаров из категории "Еда", сделав самый большой скачок цен за все предыдущие недели. Так, гречневая крупа стала дороже на 4,2%, сахар прибавил более 3%, чуть меньше прибавили в цене яйца. Не остались безучастными к подорожанию: рыба и масло, мука и рис, прибавившие до 2%. Мясо, молочная продукция, крупы и макаронные изделия выросли на 1%. Капуста стала дороже почти на 8%, морковь, помидоры и огурцы прибавили от 3,5 до 4,8% за семь дней.

На фоне девальвации рубля россияне ринулись скупать бытовую технику и электронику, цены на которые не успели поменяться. Однако продавцы не собирались упускать своей выгод и тут же задрали цены, хотя на полках явно находились образцы еще из старых партий. Так или иначе, ценники в магазинах электроники росли вместе с долларом и евро. По интернету гуляют истории о том, что цена на товар вырастала, пока человек стоял в очереди на кассу. Любимая россиянами техника Apple также отреагировала на курс рубля подорожанием. Официальный магазин компании закрылся более суток назад, а дилеры переписали ценники довольно быстро. Все, где есть яблочный логотип, стало дороже, в среднем на 12-13% (это плюс к подорожанию, произошедшему пару недель назад).

Из-за обвала рубля была заморожена отгрузка ряда товаров в торговые сети и магазины. Auchan и Metro ждут, когда поставщики определятся с ценами и возобновят отгрузку продовольственных и непродовольственных товаров. А некоторые ритейлеры превратили повышение цен в рекламную кампанию. Пользователи одного из интернет-магазинов получили вот такие письма. "В связи с резким изменением курса валют повышение закупочных цен уже составляет от 70%. Большинство наших розничных цен уже ниже новых закупочных. Поставщики лютуют – спешите! Уже ясно, что товара по старым ценам до Нового Года всем не хватит", – говорится в послании продавца покупателям.

Пересматривают цены и мировые гранды торговли. Шведская компания IKEA готовит постепенное повышение цен на свои товары в России уже с этой недели. По некоторым данным, пересмотр цен не сразу затронет все категории товаров. Насколько вырастут цены, в компании не говорят, сайт магазина обновляет информацию. Начал повышать цены или замер в ожидании этого автомобильный рынок. Компания Nissan во второй раз поднял отпускные цены для дилеров, на этот раз на 3–5%, в зависимости от модели. Jaguar Land Rover объявил о приостановке поставок до пересчета цен. И если кто-то из автопроизводителей еще держит цены на старом уровне, говорят эксперты, то и они в итоге будут вынуждены изменять ценники в угоду рыночной ситуации. Всего же, по данным аналитического агентства "Автостат", с начала декабря цены подняли 23 автопроизводителя.

Впрочем, дорожают не только товары. Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на стоимость кредитов, как для бизнеса, так и для граждан. Вслед за ростом ключевой ставки до 17% начали дорожать потребительские кредиты. По некоторым расчетам, до нового года ставки будут на уровне от 30%, и коснется это не только новых, но и уже выданных ссуд. Как правило, банки предусматривают такую возможность в договорах. Несколько финансово-кредитных организаций уже объявили о повышении ставок на кредиты, остальным это только предстоит сделать. Но надеяться на дешевые деньги не приходится – банки не могут кредитовать по ставке ниже, чем ключевая ставка ЦБ.

Шоу-бизнес в Telegram