После введения санкций российский бизнес с еще более пристальным вниманием стал приглядываться к Китаю. О перспективах работы с Поднебесной и возможных изменениях структуры российско-китайской торговли рассказал член Комитета по экспорту "Деловой России", учредитель и генеральный директор компании Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгений Колесов, 16 лет живущий и работающий в КНР.
В начале ноября в "Коммерсанте" было опубликовано Ваше открытое письмо с критикой Национальной экспортной стратегии России, которая была подготовлена по заданию Министерства экономики. После этого в прессе стали с небывалой активностью мелькать псевдооптимистические комментарии министра Улюкаева. Понятно, что скачки доллара, инфляция, санкции, но интересное совпадение... Да, было такое. Мы с коллегами из "Деловой России", а также "ОПОРЫ России" и РСПП принимали активное участие в обсуждении Национальной экспортной стратегии России до 2030 года. Тот документ, который предложило министерство Улюкаева, не выдерживал никакой критики, однако прислушиваться к деловому сообществу в ведомстве отказались. Посудите сами: стратегия готовилась, когда никаких санкций против нашей страны не было, в ней не учитывается текущее состояние российской экономики. По сути-то нужно вести речь о том, как поднимать производство в России. Поскольку если нет производства, банально нет товаров, которые можно было бы экспортировать. В стратегии эти острые вопросы сглаживаются, а то и вовсе не находят отражения. Поэтому я решил в инициативном порядке опубликовать открытое письмо. И, знаете, на него обратили внимание. Улюкаеву оно категорически не понравилось. Согласитесь, неправильно предлагать общественным организациям на обсуждение документы и не прислушиваться к их мнению. Я не понимаю, зачем играть в работу.
Ощущаются ли изменения в структуре российско-китайской торговли и бизнеса после введения санкций? О каких-то изменениях пока говорить рано. Результаты будут заметны не ранее первого квартала следующего года, когда будет опубликована официальная статистика по 2014 году, большая часть которого прошла под знаком европейских санкций. Что можно констатировать уже сейчас, так это то, что люди ринулись в Китай за всеми теми товарами, которые ранее поставляли из Европы и Америки и которым путь оттуда теперь заказан: начиная от мяса, птицы и фруктов и заканчивая высокотехнологичным оборудованием. Кстати говоря, заявки на поставки оборудования в Optim Consult выросли в несколько раз, то есть российские бизнесмены планируют не просто закупать готовую продукцию в Китае, а уже рассматривают варианты производства в России, а это вселяет оптимизм. Эту тенденцию можно было бы усилить, если бы не чехарда с долларом. Банки, например, могли бы прийти российскому бизнесу на помощь и давать льготные кредиты на покупку оборудования в Китае. Но пока этого не происходит, видимо, заняты решением собственных проблем.
А чем занимается ваша компания? Как правило, предприятиям и организациям не всегда сподручно тратить время и деньги на открытие своего представительства или содержание сотрудника в Китае. Да и искать китайских поставщиков на просторах интернета – дело, прямо скажем, неблагодарное. Развелось очень много жуликов: получают деньги, и ищи их, как ветра в поле. Поэтому клиенты обращаются к нам, и мы осуществляем комплекс работ, начиная от поиска поставщика и заканчивая доставкой до склада в России. При этом мы гарантируем клиентам, что производитель будет надежный, не исчезнет (перед началом работы мы тщательно проверяем фабрики, контролируем процесс производства). Весь бумажный оборот – контракты, упаковочные, сертификаты, коносаменты – мы берем на себя. Клиенты полностью концентрируются на развитии бизнеса в России. Удобно и выгодно.
С точки зрения инвестиций может ли Россия рассчитывать на их привлечение из Китая? Разумеется, да. Для этого нужны четкие, грамотно составленные документы, соответствующее технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Делать подобные документы тяп-ляп в надежде на то, что китайские миллиарды ринутся в Россию в виде инвестиций, просто глупо. Вкладываться куда бы то ни было втемную китайцы не будут. Это нужно понимать четко.
Хорошо, предположим, бизнес-план выверен. Под какие проекты китайцы будут готовы инвестировать в Россию? Недвижимость, сырье, торговые центры – проекты, которые потенциально могут быть интересны китайским инвесторам, существуют. Но есть спектр нерешенных проблем. Китайцы неохотно идут на создание СП с российскими компаниями, потому что у них в головах укоренилось то, что русские в любом случае обманут, что российское законодательство непрозрачно, что оформить разрешительную документацию законно у нас в стране невозможно, что любое предприятие могут в любой момент закрыть или выписать такие штрафы, что за полжизни не расплатишься.
Для китайских бизнесменов остается загадкой, как проектная стоимость в процессе реализации объекта может вырасти в пять, десять, а то и 20 раз. Россия как инвестиционный и деловой партнер непредсказуема для Китая. В плане доверия к России негативно сказалась ситуация на Черкизовском рынке. Ситуация была настолько накалена, что из Китая была отправлена официальная делегация для решения черкизовской проблемы. При этом Китай четко дал понять своим бизнесменам, что если и впредь они будут работать нелегально, то ни о какой государственной поддержке речи быть не может. Китайский бизнес насторожился. Плюс китайцы искренне недоумевают, как при развале российской экономики из нашей страны ежегодно вывозят по 100-120 миллиардов долларов в год. Приток китайских инвестиций в Россию будет возможен только при наличии гарантий со стороны правительств российских регионов и руководства страны, если сверху будет прогарантированы прозрачность работы и защита капиталов.
Какие российские товары, кроме сырья, могут заинтересовать Китай? Здесь нужно сказать, что Китай стремительно богатеет. Армяне, например, поставляют в Китай сок, который в розницу продается по 770 рублей за 850 миллилитров. Более дорогих соков я в Китае не встречал. И китайцы его покупают, потому что он позиционируется как натуральный. Неужели российские производители не в состоянии делать сок и поставлять его в Китай? Еще пример: обычная вода. Второй в рейтинге китайских миллиардеров заработал свое состояние на воде, H2О – основа его богатства. Я знаю, что Тимченко купил месторождение воды в Китае. Хочется верить, что он будет двигаться в правильном направлении. Ещe недавно на юге Китая открыли завод по производству сосисок и колбасы по русским рецептам. Вообще, при правильном маркетинге в Китае можно продавать все. Китай – самый емкий потребительский рынок в мире, который день ото дня богатеет. В этом году, по данным Министерства коммерции КНР, за семь дней выходных по случаю Дня образования КНР (с 1 по 7 октября, так называемая золотая неделя) оборот предприятий розничной торговли и общественного питания составил 161 миллиард долларов. Вы только вдумайтесь в эти цифры – это почти в два раза больше, чем товарооборот России и Китая за весь 2013 год.
Однако нужно понимать, что нахрапом китайский рынок не возьмешь: нужна тщательная подготовка. Месяц назад мы получили задание на проведение маркетингового исследования от одного из крупнейших российских производителей масла. Надо пояснить, что масло в Китае – это стратегический продукт, рынок по нему очень емкий. Так вот, маркетологи этой компании хотели за неделю получить всю информацию по рынку масла в Китае. У меня возник один вопрос: не фантазеры ли там работают? Мы с ними даже не стали обсуждать бюджет исследования. Несерьезный подход.
Какие основные проблемы сейчас у российских бизнесменов в работе с Китаем? Наверное, самое главное, о чем сейчас стоит сказать, – это последствия указа Путина о деофшоризации российской экономики, подписанного 25 ноября этого года, а также постоянное наступление на некоторые российские банки и отзыв у них лицензий. Все это привело к тому, что конвертация денег за границу значительно подорожала, и это касается перегонки средств не только в Китай, но и в другие страны. Лично я подобные меры по отбеливанию российской экономики полностью поддерживаю. Да, работайте легально. Открывайте паспорта сделки, проводите международные контракты в рамках правового поля. И не нужно поддерживать те коммерческие банки, которые ведут свою работу "вчерную". Им осталось недолго. Равно как и тем компаниям, которые пользовались и пользуются их услугами. После закрытия банков вся информация о денежных потоках, клиентах, счетах попадает на столы оперативных сотрудников соответствующих служб. Бизнесменам, которые надеются, что их пронесет, можно только посочувствовать. В целом, если подходить к работе обдуманно, особых проблем не возникнет. Китайские производители уже хорошо знают требования российских бизнесменов и вкусы российских потребителей. В производственном плане они постоянно совершенствуются и уже сегодня способны выпускать продукцию высокого европейского уровня. Другое дело, что отдельные российские бизнесмены с началом "пляски" доллара пошли на резкое снижение себестоимости, заставляя китайцев делать продукцию более низкого качества в угоду цене. Некоторую головную боль вызывает китайский Новый год, когда заводы закрывают свои цеха на один-полтора месяца, а это негативно сказывается на графиках поставок, но здесь, как обычно, нужно действовать загодя, чтобы пройти без особых проблем.
Вы очень долгое время живете в Китае. Как живется вдали от Родины? Живется нормально. Семья у меня здесь. Предвосхищая Ваш вопрос: жена у меня русская. Пятеро детей. Все упорно учат иностранные языки – китайский, испанский, английский, французский. Кроме самой маленькой, она пока еще говорить не умеет. Двое, шестилетний Гордей и четырехлетняя Милана, активно занимаются шахматами. Недавно Гордей выиграл второе место на первенстве города Гуанчжоу (13 миллионов жителей, административный центр провинции Гуандун), обыграв ребят из школы Олимпийского резерва Китая. К нам часто приезжают бабушки и дедушки. Дети регулярно летают в Россию. Дети прекрасно говорят на русском, поскольку дома мы говорим только на родном языке. Программа обучения в китайских садиках и школах примитивна, поэтому дети на домашнем обучении. Гордей в свои шесть лет уже умеет читать и писать более 1000 иероглифов, в Китае это норма для десятилетних детей. Так что у нас растет маленький вундеркинд.
Планируете ли вообще возвращаться в Россию? Возвращение в Россию – у нас, конечно, в планах. Китай – это жизненный этап, получение знаний, опыта, ощущения этой страны. Основные силы и знания будем применять в России.