Банки отказались защищать россиян

Фото: GLOBAL LOOK press
Ассоциация региональных банков России подготовила инициативу, позволяющую значительно сократить убытки, которые взыскиваются с банка из-за необоснованного списания средств с карт клиентов. Если финансовой организации удастся доказать, что инцидент произошел из-за неосторожности клиента, рассчитывать на компенсацию ему не придется.

Согласно инициативе Ассоциации региональных банков России, гражданин не сможет рассчитывать на компенсацию в случае незаконного списания с его счета средств, если оно произошло по его вине. Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков рассказал, что эта идея была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и является отражением позиции большинства в банковском секторе.

Мера, предложенная Ассоциацией региональных банков России, появилась как ответ на растущие издержки банков от выплат компенсаций клиентам и на вступление в силу новых поправок в закон "О национальной платежной системе" (НПС). Банки обязаны возмещать клиентам ущерб, нанесенный несанкционированным списанием денежных средств после получения соответствующего уведомления. Однако клиент должен уведомить финансовую организацию о произошедшем в течение суток.

Аксаков подчеркнул, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс (ГК), а не специальный закон об НПС. "Даже при внесении изменений в закон об НПС нужно будет менять ГК в этом направлении. В то же время в Госдуме находится президентский законопроект, изменяющий вторую часть ГК и регулирующий такие вопросы, как потребительское кредитование, факторинг, банковский вклад, расчеты и так далее. Он принят в первом чтении в 2012 году в рамках целого пакета поправок в ГК, готовится ко второму, поэтому поправки можно вносить как раз ко второму чтению законопроекта", – цитируют "Известия" президента Ассоциации региональных банков России.

В качестве примера грубой неосторожности клиента, которая может послужить основанием для отказа в выплате, Аксаков рассказал, как гражданин потерял карту, на которой написан ПИН-код. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что в таком случае необходимо говорить об уменьшении выплат, а не о полном их прекращении.

"Если гражданин намеренно передал ПИН-код третьему лицу, банк не должен нести ответственность, и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля. Иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц и, как следствие, ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация – когда клиент потерял карту с написанным на ней ПИН-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме", – отметил Шелищ.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За права заемщиков" отметил, что причина возникновения такой инициативы понятна, но ее полезность для всей сферы остается под сомнением.

"В данном случае речь идет о снижении банковских рисков и ужесточении процедуры возврата денежных средств для клиентов. Безусловно, последним придется предоставлять больше доказательств, будет больше бумажной волокиты. Но самое главное в данной инициативе – определение формулировок. Они должны быть очень четкими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это – 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет. Половинчатость здесь весьма нежелательна, и вряд ли в таком виде эта новация сможет помочь рынку", – рассказал Климов.

ДНИ в Telegram