Россия и Китай обсудили совместные проекты по разработке и производству авиатехники. У стран есть свои интересы, которые они надеются обеспечить при принятии условий контракта. Так, российская сторона может оказать финансовую поддержку при разработке самолета, однако не готова сделать то же самое для вертолета. Китайцы же больше заинтересованы в поставках именно вертолета, гарантируя ему спрос на своем рынке.
"В этом принципиальное отличие вопросов по вертолету и самолету: для вертолета гарантирован внушительный рынок сбыта, но софинансировать проект наши не хотят, считая, что вклад технологиями вполне адекватен. А по широкофюзеляжному самолету софинансирование с нашей стороны предполагается, но рынка Китая никто не обещает. Китайцы предложили эти два вопроса увязать, приняв по ним пакетное решение", – цитируют "Известия" одного из участников переговоров. Для китайцев оказался принципиальным вопрос материального обеспечения.
"Дискуссия началась после того, как прозвучал доклад о перспективах создания нового вертолета на базе Ми-26, только с улучшенными характеристиками. Тяжелый вертолет создается под китайский рынок, и наша компания "Вертолеты России" выразила готовность вложить в планируемое совместное предприятие технологии и ноу-хау, но не деньги. Китайцы заострили внимание на том, что российская сторона отказывается финансировать предприятие", – отметил один из участников встречи. При этом точная стоимость проекта пока не известна.
"Стоимость разработки нового вертолета составит сотни миллионов долларов, не считая испытаний. Точнее оценить пока сложно, поскольку непонятно, какой уровень технологических решений предполагается. Судя по ранее звучавшим заявлениям из "Вертолетов России", речь может идти о принципиально новом вертолете, а не о модификации Ми-26. Если действительно обсуждается принципиально новая модель, еще и с выдающимися характеристиками, то данный проект будет стоить дороже создания новой модели самолета", – подчеркнул военный эксперт Алексей Рамм.
Он отметил также, что определенную финансовую ответственность за проект российская компания может на себя взять. "Понятно, что компания этого делать не хочет, но китайцы явно захотят поделить риски, потому что создание нового вертолета – процесс сложный, тут возможны срывы этапов, превышение смет. Хотя "Вертолеты России" способны, безусловно, исполнить контракт такого уровня аккуратно и в срок", – подчеркнул Рамм.
На встрече обсуждалась также возможность совместного создания дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. "Здесь наша сторона готова на софинансирование, однако непонятно, какие перспективы у разработки на китайском рынке, поэтому китайцы относятся к этому проекту с определенным равнодушием", – отметил переговорщик. Таким образом, возможность нахождения компромисса лежит именно в совмещении двух контрактов или в плотной работе по поиску совместных решений.