Проект строительства высокоскоростных железных дорог к 2018 году, когда в России пройдет чемпионат мира по футболу, так и останется на бумаге. Правительство готово отказаться от их финансирования на ближайшие три года.
Расходы на строительство высокоскоростных магистралей, скорость движения по которым достигает 350-400 километров в час, не заложены в проект федерального бюджета на 2013-2015 годы. Как пишут "Ведомости", судьбу самих проектов с РЖД обсуждают. Однако расходы на них не были заложены и в инвестпрограмме компании до 2020 года. Ее объем – 5,6 триллиона рублей при дефиците 1,9 триллиона.
Высокоскоростные железные дороги Москва – Санкт-Петербург и Москва – Екатеринбург должны были связать города, в которых будут проходить матчи чемпионат мира по футболу в 2018 года. Их предполагалось построить на условиях концессии при софинансировании государства — 70% стоимости проекта приходилось на бюджетное финансирование, поступающее через ВЭБ.
Начало строительства магистралей было запланировано на следующий год. В материалах РЖД строительство магистрали в Санкт-Петербург было оценено в 1,12 триллиона рублей, вдвое дороже – дорога до Екатеринбурга. По планам железнодорожников первый проект уменьшает время в пути до 2,5 часов вместо нынешних 3,5 часов, а вот дорога из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань сокращала бы путешествие по этому маршруту с нынешних 26 до восьми часов.
Основная причина отсутствия финансирования скоростных магистралей РЖД в проекте бюджета на 2013-2015 годы – стоимость этих проектов, объясняли федеральные чиновники. По их словам, чемпионат мира по футболу в 2018 года можно провести и без высокоскоростных магистралей – достаточно построить обычные дороги и модернизировать существующие. Так, чтобы сократить время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга, достаточно инвестировать в развитие существующей инфраструктуры Октябрьской железной дороги.