Россия и Китай разрабатывают дальнемагистральный самолет, который станет конкурентом Boeing и Airbus. Лайнер будет создан на базе Ил-96 на деньги Пекина, строить новые самолеты будут на совместном предприятии в Китае.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская Comac намерены подписать договор о совместном предприятии 5-6 июня, во время визита в Китай президента Владимира Путина. При этом Россия вкладывает в проект интеллектуальную собственность, поскольку в основу разработки нового самолета возьмут Ил-96, а Китай – деньги.
Отмечается, что проект выгоден обеим странам. Помимо технической документации Китай получит от России высококлассных инженеров и рабочих. В то же время Россия приобретет большой рынок сбыта и толчок для научно-технического развития. Планируется, что производить самолет будут на территории Китая.
Вместе с тем ряд аналитиков предупреждают о любви Пекина копировать технологии. "Создание совместного предприятия может стать невиданной победой российской авиапромышленности", – отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, проект может быть успешным, если Россия сможет преодолеть свои собственные проблемы – нехватку инженеров и, что самое главное, отсутствие адекватных проекту управленцев.
Пока точно неизвестно, во сколько обойдется стоимость проекта и когда он сможет окупиться. "В этом вопросе можно ориентироваться на опыт Boeing и Airbus. Это от 7-12 миллиардов долларов с циклом создания проекта семь лет", – цитирует сайт газеты "Ведомости" замминистра промышленности и торговли Юрия Слюсаря. По словам чиновника, проект начнет приносить прибыль после создания нескольких сотен самолетов.