Каким будет налог на роскошь?

None
Рос
сийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) включился в активное обсуждение темы: каким быть будущему налогу на роскошь. Более того, РСПП фактически стала главной публичной площадкой, на которой эксперты и представители бизнеса обсуждают эту проблему. "Сегодня, когда общество готово активно участвовать в жизни страны, а власть готова прислушиваться к общественному мнению, мы хотим пригласить всех желающих к диалогу, к широкому обсуждению концепции законопроекта налога на роскошь. Думаю, площадка РСПП наиболее удобна для выработки некоего общественного договора по данному вопросу", – заявил президент РСПП Александр Шохин. Напомним, что сама идея о введении налога на роскошь несколько недель назад прозвучала в "экономической" программной статье премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина. А несколько дней назад глава кабмина вновь вернулся к этому вопросу – в ходе своего выступления на XIX съезде РСПП. "Считаю, что критерии формирования налогопроекта должны вырабатываться в открытом диалоге с обществом, с предпринимателями, в том числе с использование современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений", – заявил Владимир Путин. По его словам, введение подобного налога – есть некая общественно признанная плата за отказ от инвестиций в развитие "в пользу сверхпотребления и тщеславия". Отметим, что идея премьера о широком общественном диалоге с 13 февраля уже реализуется РСПП – за последние несколько дней тематические круглые столы по этой теме уже прошли в девяти регионах. Более того, в марте российские промышленники совместо со ВЦИОМ планируют провести всероссийский опрос общественного мнения, чтобы понять, поддерживают ли россияне идею введения подобного налога. Однако уже сегодня очевидно, что большинство экспертов и предпринимателей подчеркивают важность вопроса и в целом положительно оценивают возможность такого нововведения. Об этом, в частности, свидетельствует первая публичная дискуссия, которая прошла в Костроме. "Мы обсуждали очень серьезную и большую проблему, – заявил по итогам мероприятия модератор круглого стола, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН Александр Согомонов. – Мы не очень чувствуем себя как целое общество, мы не очень четко понимаем, что такое общие, общественные ценности, мы не очень понимаем, какое значение, что такое права и обязанности людей перед сообществом, в котором они живут. Пока мы исходили из соображений, что каждый за себя, каждый бедный за себя и каждый богатый за себя". О том, что введение налога на роскошь несет в себе и большую социальную составляющую, некоторым образом даже ликвидируя социальную несправедливость, говорит в своей публикации в "Независимой газете" и директор Института глобализации и социальных движений* Борис Кагарлицкий: "Налог на роскошь, введение которого стало одной из самых качественных идей президентской программы Владимира Путина, имеет ценность – в первую очередь символическую". По его мнению, подобное изменение системы налогообложения – осторожная попытка скорректировать существующие в ней диспропорции, с одной стороны, а также добраться до сверхдоходов элиты – с другой. Причем сам факт того, что Владимир Путин предлагает ввести данный налог, – уже само по себе свидетельствует, что в этом вопросе возможно будущий президент России выступает на стороне большинства, но не элит. "Популизмом этот шаг, пожалуй, не назовешь – скорее, стоит констатировать, что для премьер-министра более важным оказалось мнение большинства населения, чем мнение разного рода элит", – констатирует Борис Кагарлицкий. Очевидно, однако, что возможное введение данного налога может иметь и чисто практический экономический эффект, хотя по факту и не сильно повысит налоговые поступления в федеральный бюджет. "На экспертном обсуждении очень корректно, но четко и внятно зафиксировали, что предложенный Путиным налог на роскошь повысит мотивацию богатых людей к инвестированию в производство вместо непроизводительного потребления. Но не станет панацеей от главных причин нежелания вкладывать в Россию – произвол бюрократии, силовой рэкет, фактическое отсутствие судебной системы", – подвел некий итог в своем ЖЖ-блоге глава Института проблем глобализации Михаил Делягин, который несколько дней назад принял участие в дискуссии на круглом столе, прошедшем в Воронеже. Важно отметить, однако, что новый налог должен быть направлен именно на самую богатую часть общества, не затронув при этом представителей так называемого среднего класса. Именно эта – ключевая мысль, также весьма недвусмысленно прозвучала в "экономической" статье Владимира Путина. В этом же направлении прошла и дискуссия в Костроме. Вот почему при разработке конкретного законопроекта очень важно четко прописать определения всех понятий. "Экономическое определение "роскоши" можно дать по отношению к товарам класса люкс. "Люкс" – это предельное воплощение функциональности, в этом смысле BMW 7-й серии – люксовый товар, а вот "Мазератти" – роскошь", – отметил в ходе дискуссии, организованный порталом "Полит.ру" завкафедрой прагматика культуры НИУ ВШЭ, основатель и управляющей Имхонетом Александр Долгин. В пользу того, что грамотно сформулированное законодательство, относительно налога на роскошь, никак не затронет интересы среднего класса, говорит и богатый международной опыт. "Международная практика показывает, что, как правило, речь идет о косвенном налоге, который выплачивается при покупке определенного типа товаров, так же как акцизы при покупке алкоголя, – поясняет Борис Кагарлицкий. – Разница лишь в том, что попытка уйти от акцизов сопровождается появлением на рынке паленой водки, а вот появления в автосалонах фальшивых "Майбахов" ожидать вряд ли приходится". Учитывая, что общественная дискуссия вокруг нового налога сразу началась в практическом русле, можно предположить, что в итоге сформулированная концепция будущего законопроекта будет устраивать и власть, и общество, и самих предпринимателей. Причем последние, судя по всему, очень четко восприняли сигнал власти, что направление социальной политики в ближайшее время будет сильно меняться. "Принципиальный вопрос состоит в том, кто должен оплачивать выход из экономического кризиса. Налог на роскошь оказывается своего рода политическим сигналом для общества: социальная политика будет меняться, проблема неравенства наконец осознана властью", – резюмирует Борис Кагарлицкий.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Шоу-бизнес в Telegram