Как минимум половина клиентов туроператора "Ланта-тур" не смогут получить компенсацию после банкротства компании. Как оказалось, люди не имеют надлежащим образом оплаченных договоров с фирмой, поэтому не могут обратиться к страховщику. Причина кроется в "черной бухгалтерии" компании.
"Минимум половина людей, обращающихся сейчас за получением документов о невозможности исполнения обязательств, приобретали путевки не в "Ланта-тур", а у турагентств. И они приобрели свои туры таким образом, что невозможно установить их как людей, оплативших свой договор с "Ланта-тур". Это значит, что они отдавали турагентству деньги, турагентство отправляло их банковским переводом, наличными с курьером в кассу туроператора, или деньги оформлял курьер на себя лично", – председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
"Страховая компания требует подтверждения, что турист состоит в договорных отношениях с туроператором, а такого подтверждения нет – деньги сдавал Вася Петров. Почему? Потому что это работа "вчерную", уход от налогообложения, приходные ордера потом уничтожаются и такого туриста не существует. Когда все работает как часы, проблем у туриста не возникает, но сейчас у туристов проблемы с возмещением", – отметил Шелищ. В этой связи специалисты указывают на несовершенство российского законодательства в области туризма и страхования.
Тем временем стало известно, что банк ВТБ предоставит "Ланта-тур" кредит на погашение долгов компании перед зарубежными контрагентами, что обеспечит возвращение туристов, находящихся за границей. "ВТБ самым тщательным образом будет контролировать целевое использование кредитных средств", – отметили в кредитной организации. В настоящий момент обсуждаются условия и сроки кредитования, передает ИТАР-ТАСС.
В общей сумме долги туроператора перед партнерами и туристами составляют 40 миллионов долларов, это примерно 10% от ее оборота. "Это не ужасная долговая нагрузка. При доброй воле участников рынка все это можно повернуть вспять", – считает Шелищ.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, скорее всего, выдав кредит, банк заберет бизнес у владельцев компании. "ВТБ просто так не дает такие кредиты. Скорее всего, бизнес у владельцев компании заберут и передадут какой-нибудь другой структуре вроде "Интуриста". Потребителю это конечно все равно", – цитирует эксперта РИА Новости.
В Таиланде создан оперативный штаб для оказания помощи клиентам "Ланта-тура", которые стали заложниками отелей, на базе офиса консула России в Паттайе. Накануне специальным представителем Григорием Саришвили была достигнута договоренность с туристическими властями Таиланда о том, чтобы отельеры не удерживали в гостиницах туристов и не препятствовали их возвращению на родину. В случае возникновения трудностей Ростуризм советует россиянам обращаться на английском языке по прямому телефону туристической полиции Таиланда – прямой внутренний номер 1155. Кроме того, "Аэрофлот" и "Трансаэро" подтвердили свою готовность сажать на свободные места клиентов приостановившей свою деятельность компании "Ланта-тур" без доплат и штрафов.
Между тем за российских туристов вступилась Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО). Генсек организации Талеб Рифаи направил письма министрам и главам национальных туристских организаций восьми стран с просьбой урегулировать ситуацию, которых отметил недопустимость удержания паспортов российских туристов в отелях и препятствования их возвращению на родину, передает "Вести.Ru".
"Если отели действительно поступают таким образом, то данную ситуацию следует расценивать как демонстрацию непрофессионального разрешения возникших проблем, так как туристы не должны страдать в результате финансовых споров компаний, и мы уверены, что вы всецело разделяете нашу позицию", – подчеркивает он.