Европейский союз озвучил дополнительные требования к Москве, которые пока мешают России присоединиться ко Всемирной торговой организации, сообщил источник, осведомленный о ходе переговоров. Разногласия между сторонами возникли по поводу льгот для производителей автомобилей.
"У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки, – они не соответствуют требованиям ВТО", – цитирует сайт газеты "Ведомости" информированного источника. Он уточнил, что разногласия касаются только новых правил, введенных весной 2011 года, а прежние соглашения давно одобрены.
Напомним, что режим промсборки был введен несколько лет назад. В рамках этого проекта иностранным компаниям, обязавшимся открыть в России сборочные заводы, предоставили льготные пошлины на ввоз комплектующих. По условиям соглашений, рассчитанных на семь-восемь лет, производители должны были собирать не менее 25 тысяч машин в год. Кроме того, предполагалось постепенно увеличить локализацию автозапчастей.
В 2011 году власти России выступили за изменение правил промышленной сборки. Москва предложила продлить льготы до 2020 года в обмен на расширение производства – создание в стране не менее 300 тысяч автомобилей в год. Помимо этого иностранные компании должны были организовывать в России конструкторские бюро и открывать заводы по выпуску двигателей и коробок передач. Подписать предварительные соглашения по новым правилам согласились General Motors, Ford, Volkswagen, Fiat, Magna, Renault, Nissan, а также около 200 производителей автокомпонентов.
Однако в Евросоюзе указали, что предлагаемые автопроизводителям льготы противоречат нормам Всемирной торговой организации. Тем не менее Москва призвала временно сохранить данный режим для инвесторов, заключившихся соглашения по новым правилам промышленной сборки. Сотрудник аппарата правительства России заметил, что не стоит драматизировать возникшие проблемы, поскольку это обычные торговые переговоры, в ходе которых каждая сторона пытается добиться максимально комфортных условий.
В Минпромторге отказались обсуждать возможность отмены режима промсборки. В свою очередь, сотрудник одного из автопроизводителей отметил, что такой шаг стал бы ударом для российской экономики и компаний, подписавших соглашения. Специалист пояснил, что исчезли бы стимулы развивать сборочные производства в стране, а иностранным автоконцернам стало бы выгоднее импортировать готовые автомобили, чем строить новые заводы.