Производство слабоалкогольных напитков в России оказалось под угрозой. Из-за неутвержденных нормативов по акцизным маркам, которые с 2012 года обязательны для алкоголя крепостью менее девяти градусов, вскоре эта продукция может исчезнуть с прилавков. Проблемы могут возникнуть и у популярных импортных марок – Asti и Liebfraumilch.
Согласно вступившим в силу поправкам к закону "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции", с 1 января 2012 года в России запрещается производство и импорт алкогольной продукции крепостью менее девяти градусов без нанесения акцизных марок. Продажа такой продукции разрешена до 1 января 2013 года.
По словам российских производителей слабоалкогольных напитков, несмотря на то, что закон уже действует, правительство до сих пор не утвердило подзаконный акт, определяющий параметры акцизных марок. И хотя акцизные марки уже даже напечатаны Госзнаком, до окончательного утверждения производители не могут подавать на них заявки. Даже если постановление будет подписано до конца года, остановка производства неизбежна, поскольку на рассмотрение заявок Росалкогольрегулирование отводит 29 рабочих дней, сообщает "Коммерсантъ".
Как заявили в компании United Bottling Group, без постановления они не могут заказать оборудование для оклейки марок, а его доставка может занять до пяти месяцев. Запасов продукции у компании хватит максимум до конца марта. На другом крупном производителе слабого алкоголя – "Мегапак" – отмечают, что оборудование для нанесения акцизных марок на бутылки уже заказали и ожидают его к марту. Они даже сделали запасы, но не уверены, что их хватит. Остановит производство и МПБК "Очаково", хотя предприятие рассчитывает возобновить его уже к концу января.
По данным Росстата, в январе – июле 2011 года объем производства слабоалкогольных напитков в России составил 18,9 миллионов декалитров. Основными производителями являются United Bottling Group – 42,6%, "Мегапак" – 21,8%, "Очаково" – 7,4%, "Браво премиум" – 7%, "Артисан" – 4,3%.
В похожей ситуации оказались и импортеры отдельных категорий вин, крепость которых также меньше девяти градусов – на них раньше акцизная марка не клеилась. К таким брендам относится, например, Martini Asti, недорогое немецкое вино Liebfraumilch, вина Lambrusco. Впрочем, перебоев с поставками там все же не ожидают, рассчитывая заполнить возможную нехватку запасами продукции, которых должно хватить на два-три месяца.
Между тем в Росалкогольрегулировании заверили, что правительство утвердит постановление о марках до конца года, и пообещали, что постараются рассмотреть заявки от производителей слабоалкогольных напитков в максимально сжатые сроки.