Во Владивостоке введен беспрецедентный режим "открытого неба". Любой иностранный перевозчик может летать туда, сколько захочет, – вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией.
Минтранс принял решение о снятии ограничений на транзитные полеты иностранных авиакомпаний через аэропорт Владивостока. Инициатором нововведения стал гендиректор московского аэропорта "Шереметьево" Михаил Василенко, отвечающий за подготовку дальневосточного аэропорта к саммиту АТЭС 2012 года.
Иными словами, в столице Приморского края объявлена "пятая свобода воздуха" (всего в международном авиарегулировании есть семь уровней). Это означает, что иностранные авиакомпании получают возможности совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции – в том числе высаживать и брать на борт пассажиров.
В первую очередь это интересно китайцам, которые таким образом смогут обойти собственные ограничения в прямых рейсах в США. "У Китая, Гонконга, Кореи и стран Юго-Восточной Азии весьма либеральные соглашения с Европой, но с США, наоборот, довольно жесткие", – цитирует "Коммерсантъ" эксперта. Обойти их и может помочь Владивосток.
Российские компании взамен могут получить дополнительные рейсы в страны, чьи перевозчики воспользуются режимом. Аэропорту это принесет дополнительные доходы, которые позволят компенсировать вложение одного миллиарда долларов в его реконструкцию. По некоторым данным, о заинтересованности в полетах через Владивосток уже заявили китайские, австралийские и американские авиакомпании.
Тем временем российские авиаперевозчики восприняли решение Минтранса резко негативно. Авиакомпании опасаются, что иностранные конкуренты не только получат дополнительные возможности, но и отберут часть их пассажиропотока.