"Советский Союз" верулся в Арктику

Россия наращивает в Арктике группировку своего атомного ледокольного флота. После возвращения в строй ледокола "Советский Союз" в арктических водах будет действовать уже шесть судов этого класса. Кроме того, в ближайшее время планируется строительство трех атомных ледоколов нового поколения. "Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы в 2012 году вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое", – сообщил журналистам руководитель представительства ФГУП "Росатомфлот" Станислав Головинский, выступая на круглом столе, посвященном теме "Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона". Возвращаемый к работе ледокол называется "Советский Союз", и именно под этим именем он будет ходить в Арктике.

В 2017 году будет построен первый российский атомный ледокол нового проекта, сообщает ИТАР-ТАСС. Строительство серии из трех таких судов начнется уже в 2012 году. "Бюджет принят, деньги на это выделены", – отметил представитель "Росатомфлота", напомнив, что "удовольствие это недешевое – стоимость строительства составляет 32 миллиарда рублей". Однако этот шаг необходим ввиду планов экономического освоения Арктики. Глава "Росатома" Сергей Кириенко ранее подчеркивал, что "принято решение построить три атомных ледокола, способных проходить ледовые поля Арктики трехметровой толщины с крейсерской скоростью".

Основная задача новых ледоколов – содействие развитию полуострова Ямал, проводка судов, вывозящих добытые там природные ресурсы, пояснил Головинский. При этом суда смогут прокладывать фарватеры во льдах и на море, и на реках. Это достигается благодаря тому, что они будут менять свою осадку за счет балласта воды в специальных танках. Ширина же корпуса судна такова, что "за ним практически свободно может идти танкер водоизмещением 70 тысяч тонн", отметил специалист.

Сегодня атомный ледокольный флот решает государственные задачи – участвует в аварийно-спасательных операциях, работах по определению границ шельфа, совместно с Росгидрометом занимается мониторингом погоды, завозом арктических экспедиций, выполняет задачи Министерства обороны по обеспечению деятельности ВМФ в северных морях.

Однако при этом, подчеркнул представитель "Росатомфлота", ледокольный флот выполняет все больше работ на коммерческой основе. "Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам", – сказал Головинский, отметив, что "мы сумели увеличить коммерческую выручку за три года в два раза".

Ожидается, что в 2011 году будет достигнут рекордный с конца 1980-х годов показатель грузопотока по Северному морскому пути – более 3 миллионов тонн, притом что потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год. Однако специалисты недовольны инфраструктурой – отсутствием сервисных центров и портов. Пока открыты только два порта: Дудинка и Игарка, на заход в другие порты необходимо получать отдельное разрешение правительства.

Недавно премьер-министр России Владимир Путин обратил внимание на необходимость расширения транспортной инфраструктуры, возрождение ледокольного флота и обустройство Севморпути. "В ближайшие три года на строительство и модернизацию морской инфраструктуры Арктики будет выделено свыше 21 миллиарда рублей", – пообещал глава кабинета министров.

Напомним, что российский атомный ледокольный флот, состоящий из шести ледоколов: "Россия" (постройки середины 1980-х), "Советский Союз" (1989), "Таймыр" (1989), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1992) и "50 лет Победы" (2007); одного контейнеровоза и четырех судов технологического обслуживания, был передан "Росатому" в 2008 году и последнее время значительно улучшает свои экономические показатели. На данный момент Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов.

ДНИ в Telegram