К 2015 году россияне станут пить вдвое меньше водки. Такие изменения эксперты связывают с увеличением минимальной цены на водку. Зато отсутствие этого крепкого напитка сограждане с лихвой возместят самогоном, производство которого через три года превысит водочное.
Снижение потребления водки отмечается в России с 2004 года. За последние семь лет этот показатель уменьшился на 26% – с 15 до 11,1 литра водки в год на каждого россиянина, включая детей и стариков. По мнению аналитиков, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы.
На ситуацию значительно повлияет повышение акцизов на водку на 30% в 2012 году. В результате потребление напитка снизится еще на 10% – до восьми литров на душу населения в 2015-м. Цена бутылки водки эконом-класса общефедеральных производителей вырастет в 2012 году до 140-150 рублей.
Однако снижение потребления водки будет происходить не только под влиянием растущих цен на нее, но также за счет роста популярности пива и вина, а также других слабоалкогольных напитков, акцизы на которые будут расти более медленными темпами. В сегменте дорогого алкоголя конкуренцию водке составят набирающие популярность виски, текила и ром. При этом эксперты отмечают, что фактически россияне не стали меньше пить, так как изменения затронули лишь структуру потребления, сообщает РБК. Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, сокращение объемов потребления водки в России будет замещено отнюдь не пивом, а самогоном. "Маргинальные слои уже в основной массе перешли с водки на спиртсодержащие жидкости. С повышением минимальной стоимости водки до 200 рублей за бутылку 0,5 литра переходить на "самообеспечение" алкоголем будут и более цивилизованные категории граждан. Эти люди будут сами гнать алкоголь – покупать минизаводы, создавать производственные подпольные объединения, клубы любителей самогона. Это неизбежный процесс", – отмечает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Между тем крупнейшие производители водки уповают на то, что им удастся удержаться на плаву за счет укрупнения рынка и выдавливания с него мелких игроков. "Очень сложно прогнозировать, что будет с продажами легальной продукции и с рынком в целом. Мы впервые сталкиваемся с тем фактом, что акциз будет повышен дважды в течение года. Сейчас совершенно не понятен уровень инфляции в будущем году – очевидно, что от этого будет многое зависеть", – заявил председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.