Уплату налогов доверят терминалам

Банки и платежные терминалы подключат к системе моментальных бюджетных платежей. Тогда отдать деньги за штрафы и налоги гражданам будет удобнее. Так считает Федеральное казначейство. В дальнейшем рынок возрастет за счет подключения к проекту всех ведомств, которые принимают те или иные платежи от населения, а конкуренция только обострится.

"Сейчас мы ведем переговоры о совместных пилотных проектах с рядом банков, в том числе со Сбербанком, "Уралсибом", "Ак Барсом", ВТБ 24 и другими игроками", - рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Алексей Попов.

Из небанковских агентов стратегический интерес в качестве партнеров для Федерального казначейства кроме операторов сотовой связи представляют также платежные терминалы. Как пишет "Коммерсантъ", сборы налога на доходы физических лиц за 2009 год составили более полутора триллионов рублей, а штрафы ГИБДД оцениваются в 13,5 миллиардов рублей в год. Так что новый рынок обещает быть доходным и высококонкурентным.

По мнению разработчиков проекта, клиент сможет с помощью интернета или мобильного банкинга в режиме онлайн узнать размер своей задолженности по налогам, сборам, штрафам и пошлинам перед бюджетом и оплатить ее. Это будет возможно после ввода системы, позволяющей автоматически выставлять клиентам счета по платежам в бюджет.

Сейчас граждане могут оплатить бюджетные платежи в банках (через отделения и дистанционно), через сотовых операторов и через терминалы, но лишь в случае, если точно знают, куда и сколько им нужно платить (например, из выписанной госорганами квитанции).

"Эффект будет. Новая услуга абсолютно однозначно окажется востребованной – такой способ оплаты платежей в бюджет для очень многих гораздо удобнее, чем традиционные способы оплаты", - сказала замдиректора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк. Какие именно поставщики новой услуги – банки, сотовые операторы, платежные терминалы, другие компании-агенты по уплате налогов и штрафов – получат наибольшую клиентскую базу, эксперты оценить затруднились, но в острой конкуренции между ними не сомневается никто.

"Конечно, по скорости оплаты банки несколько уступают сотовым операторам, но, имея в виду, что у большинства граждан маленький остаток на лицевом абонентском счете – около 80 рублей, - платить через банки гораздо удобнее", - рассказал начальник управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Владимир Урбанский.

"В системе интернет-банка видна статистика по совершенным операциям, а значит, можно сделать распечатку, что позволяет клиенту иметь документальное подтверждение совершенных операций на случай возникновения вопросов и споров с получателями средств",— добавляет Юлия Деменюк.

У сотовых операторов свои аргументы. "Абонентская база крупного сотового оператора больше в разы, чем клиентская база банка",— заявила пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Кроме того, совершать мобильные платежи с помощью телефона будет удобнее для клиентов: устройство всегда под рукой. "Банкам, как правило, неинтересны платежи до пяти тысяч рублей, а таких штрафов большинство", - пояснила она.

После пилотного проекта, который пройдет в четырех регионах – Астраханской, Владимирской областях, республиках Татарстан и Башкортостан, в системе сможет участвовать любая компания, обладающая соответствующими техническими возможностями. "Если сейчас в проекте участвуют три ведомства – ФНС, Федеральная миграционная служба и ГИБДД, в адрес которых и будут на этапе "пилота" приниматься платежи, то в будущем мы планируем подключить и другие госорганы, потенциально более 100 различных ведомств, как федерального, так и регионального значения", - рассказали в Федеральном казначействе. Это будет возможно благодаря номеру универсальной электронной карты. Обеспечение такой картой всех граждан предусмотрено законом о предоставлении госуслуг в электронном виде.

ДНИ в Telegram