Россияне отказываются тратить

В России население продолжает откладывать деньги "на черный день", отказываясь делать покупки. Такие данные приводит Минэкономразвития, проведя мониторинг за первые три месяца года.

Как отмечают в Минэкономразвития, по данным за первый квартал 2010 года расходы россиян на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы. Так, за январь-март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период в прошлом году или 5,3% - за весь 2008 год. Тогда как доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%.

Между тем сами денежные доходы у жителей России выросли на 13,8% - во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменились спадом на 2,8%-2,9%, пишут "Ведомости".

Впрочем, министерство все же отметило "активизацию покупательского спроса": в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти. Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников и мобильных телефонов. Эксперты отмечают, что рост спроса будет устойчивым не ранее, чем возобновится рост потребительского кредитования. По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 году вырастет примерно на 10%.

По данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, накопления имеют 28% населения России. И за последний месяц доля таких "сознательных" граждан увеличивается.

Большинство россиян сообщают, что денег хватает на продукты и одежду, а покупка вещей длительного пользования (например, техника) вызывает затруднения. Причем с августа прошлого года доля таких респондентов постепенно увеличивается (с 45% до 54%). Все меньше становится тех, у кого денег хватает только на продукты (с 31% в декабре 2009 года до 27% в марте 2010-го), и тех, кто "едва сводит концы с концами" (с 11% в июле 2009 года до 7% в марте 2010-го). На протяжении последнего полугода доля тех, кто высоко оценивает свое материальное положение, то есть без труда может позволить себе приобретение вещей длительного пользования, колеблется в пределах 10%-12%.

Шоу-бизнес в Telegram