С 2010 года в России "зарплатные" комиссии начнут вызывать на свои заседания не только работодателей, но и работников, получающих деньги в конверте. Впрочем, юристы сомневаются, что неявка на заседание такой комиссии может повлечь ответственность для работника.
Как рассказал советник управления налогообложения ФНС России Кирилл Котов, "надо понимать, что при получении заплаты в конверте гораздо больше рискует тот, кто получает "конверт", нежели тот, кто его выдает, ведь в Уголовном кодексе есть понятие уклонения от уплаты налогов".
При этом, по его словам, сам работодатель, в случае выявлении неуплаты налога, рискует лишь уплатой пени за несвоевременное отчисление в бюджет. "Больше работодатель ничем не рискует. А вот работник рискует сесть в тюрьму, если сумма уклонения окажется крупной". Ведь если работник признается в получении "серой" зарплаты, он признается виновным в сговоре с работодателем и в уклонении от уплаты налогов.
В соответствии с регламентом Уголовного кодекса, если размер задолженности работника перед государством будет признан крупным (от 300 тысяч рублей за три года), ему грозит до одного года тюремного заключения. В том случае, если сумма неуплаченных налогов будет названа особо крупной (полтора миллиона рублей за три года), работник рискует провести в колонии до трех лет. Между тем, по словам юриста департамента налогового консультирования АКГ "Развитие бизнес-систем" Елены Антощук, деятельность "зарплатных" комиссий не прописана в законодательстве, поэтому неявка на заседание такой комиссии не может повлечь никакой ответственности для работника: "Многие налогоплательщики-юрлица прямо указывают на это налоговым органам и не являются на "зарплатные" комиссии. Аналогичную позицию могут занять и физические лица".
Как передает РИА Новости, "зарплатные" комиссии были созданы еще в 2006 году. Тогда они занимались только работодателями. При этом только за два года их работы 23,4 тысячи российских компаний, обвиненных в занижении уровня зарплат своим работникам, а, следовательно, и выплат в бюджет, подняли официальный уровень зарплат сотрудников, причем 83% из них увеличили оклады до среднеотраслевого уровня. Отчисления в бюджет же за год выросли на 28,5%.