Совместимы ли бизнес и нравственность? Этот вопрос обсуждали 2 июня на Ежегодном конгрессе национального бизнеса. Особенно волновало присутствующих, могут ли большие деньги быть благословлены свыше? Для этого в качестве экспертов были приглашены представители православной и протестантской церквей, иудаизма и мусульманства.
Очередное заседание "Столыпинского клуба" прошло в рамках IV Ежегодного конгресса национального бизнеса. Ведущий Первого канала, политолог Максим Шевченко предложил собравшимся обсудить тему: "Бизнес: репутация и нравственность".
Президент инвестиционной группы "АТОН" Евгений Юрьев сформулировал
шесть принципов этичного бизнеса. Это бизнес, который честно ведет себя по отношению к государству, деловым партнерам и природе, не нанося ущерба экологии. Кроме того, он должен с уважением относиться к своим работникам, отказываться от игры на человеческих слабостях и проявлять ответственную гражданскую позицию.
К этому списку председатель Союза потребителей России Петр Шелищ добавил еще один пункт – обязательное этичное отношение к тем, ради кого работает бизнес, – к своим потребителям.
По словам Евгения Юрьева,
неэтичное поведение бизнеса нередко приводит к финансовым проигрышам. Он напомнил историю производителя спортивной одежды Nike, чьи котировки серьезно упали, когда стало известно, что компания использует детский труд в одной из стран третьего мира.
Собравшихся особенно интересовал взгляд на проблему служителей основных мировых религий. Так, Максим Шевченко поинтересовался у отца Филиппа, профессора Финансовой академии при правительстве РФ, какое богатство может быть благословлено свыше? На что отец Филипп ответил, что богатство само по себе не имеет качества и не имеет благословления. Благословлен тот, кто правильно использует это богатство, объяснил священник. С ним согласился и представитель главного раввина России, и представители других конфессий.
В заключение представитель бизнес-сообщества Станислав Тен рассказал восточную притчу, иллюстрирующую мысль о том, что
в оценке бизнеса с моральной точки зрения не все однозначно. Речь в притче шла об одном монахе, одаренном талантом живописца. Свои картины монах писал на заказ, и среди таких заказов не раз встречались весьма фривольные сюжеты. Он от них не отказывался, лишь брал повышенный гонорар, чем снискал дурную славу безнравственного монаха. Оказалось же, что в это время в родной провинции монаха свирепствовал голод, и на все заработанные деньги художник покупал людям еду.