Центробанк РФ в рамках работы по обеспечению законности в сфере потребительского кредитования и повышению финансовой грамотности населения подготовил
"Памятку заемщика по потребительскому кредиту". Представители Центробанка напоминают гражданам, что
решение о получении потребительского кредита является ответственным шагом, который необходимо тщательно обдумать.
Заемщику следует очень внимательно прочитать договор. При этом он имеет право на консультацию со стороны сотрудников банка, которые должны проинформировать заемщика о том, какого рода платежи ему придется производить и насколько существенный характер будут иметь эти выплаты, после чего
предоставить заемщику информацию о полной стоимости кредита, в которую все эти выплаты, которые заемщик производит в связи с получением кредита, уже включены.
Зачастую банки получают с заемщиков больше, чем просто сумму долга с процентами. Речь идет о том, что помимо процента заемщик выплачивает комиссионные банку. Характер этих комиссионных может быть самый разный (оплата нотариуса, выплаты по обязательной страховке автомобиля), но они
обязательно должны быть оговорены в кредитном договоре.
"Однако существуют ситуации, при которых платежи, которые должен будет производить заемщик, не будут включены в полную стоимость кредита", - предупреждает директор Департамента банковского регулирования и надзора Центробанка РФ Алексей Юрьевич Симановский. Например, в том случае, если банк заставляет вас застраховать автомобиль, чтобы получить кредит, но не составляет перечень страховых организаций, к которым заемщик может обратиться. В этом случае банк, разумеется, не знает величину страховых платежей, которые вы будете производить, и не может включить их в полную стоимость кредита. Но банк
должен проинформировать вас о том, что такого рода платежи произвести придется.
В случае если какие-то условия кредитного договора остаются вам непонятны, вы имеете право потребовать у сотрудников банка разъяснения, что в действительности скрывается за этими условиями. Ни в коем случае
не стоит оставлять непонятные условия без внимания в надежде на то, что они не окажут влияния на основные условия кредита. Необходимо выяснить, что за ними скрывается, понять, к чему это приведет. И только после этого принять решение о заключении или незаключении кредитного договора. "Если возникают какие-то затруднения с точки зрения получения информации о характере непонятных вам условий, следует задуматься, надо ли вообще кредитоваться в данном банке", - заявил Симановский.
Все большее распространение получает практика рассылки кредитных карт по почте. Несмотря на то, что получение кредита требует оформления договора, она не является нарушением закона. Дело в том, что договор на предоставление услуг по кредитной карте заключается заранее. "У ряда банков существует практика, при которой, подписывая соглашение на оформление конкретного кредита на конкретную покупку, в рамках этого же договора заемщик подписывает некие условия, предусматривающие возможность эмиссии банком кредитной карты для соответствующего заемщика", - поясняет Симановский.
Подписывая договор, клиент
соглашается получить от банка карту по почте. Однако при ее получении, в случае если Вам не нужен кредит по кредитной карте, у Вас есть возможность отказаться от услуги. Соглашение по кредитованию по кредитной карте вступает в силу, только если потенциальный заемщик уведомил банк о своем желании активировать карту. До активации карта является простым кусочком пластика, не накладывающим обязательств ни на заемщика, ни на банк. "
После уведомления со стороны заемщика о желании активировать карту кредитный договор по кредитной карте считается заключенным. Все дальнейшие отношения строятся исходя из того, что такой договор заключен", - предупреждает Симановский. Следовательно, от предоставления кредита по кредитной карте в таком случае можно отказаться, просто не активируя карту.
Таким образом, во-первых, если условие о возможности эмиссии банком кредитной карты находится в кредитном договоре, посвященном какому-то другому кредиту, и заемщик не хочет дальнейшего развития отношений с банком по кредитным картам, он может поставить вопрос о том, чтобы
убрать соответствующее условие из кредитного договора.
Во-вторых, если при заключении кредитного договора по конкретному кредиту на конкретную покупку заемщик посчитал, что ему может понадобиться кредит по кредитной карте, и соответствующее условие не было вычеркнуто из договора, при получении карты гражданин получает возможность еще раз решить, нужен ли ему кредит по кредитной карте. Для окончательного заключения договора о предоставлении кредита по кредитной карте ее
необходимо активировать.
При необходимости получить консультацию заемщик сначала должен обратиться в банк-кредитор. В случае если заемщика не устраивает ситуация с его кредитом и он желает разрешить возникшую спорную ситуацию, он имеет право обратиться
в Роспотребнадзор и его территориальные учреждения или
в Центробанк России и его территориальные учреждения.