Поч
ти 70% всех появляющихся в России фирм не дано встретить даже свой первый день рождения. Жестокая и грустная статистика. Но стоит ли удивляться, если из 100 управленцев только 15 имеют профильное образование?
Остальные считают, что им хватит природной смекалки и лидерских качеств, а то и надежд на традиционное авось, чтобы справиться с любым вызовом сегодняшнего дня.
Все знают о головокружительной карьере Евгения Чичваркина, шагнувшего из торговца в миллиардеры, но повторить путь "в князи", мягко говоря, весьма затруднительно. И совсем не потому, что московские власти закрыли рынок "Лужники", кузницу кадров миллионеров…
Нехватку подготовленных, опытных, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками менеджеров отмечает большинство компаний. Научный факт: предъявляемым, зачастую минимальным, требованиям соответствует только каждый двадцатый кандидат в управленцы.
Работать некому
Дефицит квалифицированного менеджмента – это только вершина айсберга. Проблема на самом деле гораздо глубже и серьезнее. Имя ей – кадровый голод. "Людей много, работать некому" – такие слова все чаще и чаще можно услышать из уст работодателей.
Не хватает дворников и строителей. Производство задыхается от нехватки слесарей и токарей (интересно, многие помнят, чем отличаются эти профессии?), инженеров, технологов. Сфера обслуживания испытывает недостаток поваров, продавцов… список длинный, очень длинный.
Эксперты говорят, что ближайшие годы охота перерастет в настоящую войну уже сейчас многие вакансии остаются незаполненными в течение нескольких месяцев
Заметьте: численность населения продолжает снижаться, несмотря на резкое увеличение рождаемости. Да, через два-три года смертность – впервые с доперестроечных времен – будет меньше рождаемости… Но пока подрастут, выучатся, получат достойную профессию нынешние и еще не родившиеся малыши, пройдет лет 20-25. Следовательно, кризис на рынке квалифицированных кадров будет наблюдаться еще очень-очень долго.
Это понимают работодатели и готовятся к затяжной "охоте за головами". Эксперты говорят, что ближайшие годы охота перерастет в настоящую войну: уже сейчас многие вакансии остаются незаполненными в течение нескольких месяцев, даже несмотря на достойный компенсационный пакет. А отсутствие ключевого сотрудника – это большой или маленький проигрыш в конкурентной борьбе. К счастью, предстоящая битва будет носить бескровный, хотя и жесткий характер. К тому же, перспективы у тех, для кого звание специалист – это не только запись в дипломе, самые радужные. Поэтому "головы" – предмет охоты – могут извлечь неплохую выгоду.
Как говорят специалисты, рынок труда в нашей стране активно подогревается. Начавшийся в 2000-х годах производственный рост требует все большего количества новых квалифицированных кадров. А специалистов, которые имеют достойный уровень теоретической и не менее достойный уровень практической подготовки, мало, причем в любых сферах.
Независимо от характера деятельности компании требования работодателя, на первый взгляд, просты: нужны люди, которые не создают проблем, а решают их. Еще лучше, если специалист умеет делать так, чтобы проблем вообще не возникало. Кроме того, ценится умение думать, видеть события и факты во взаимосвязи, анализировать и прогнозировать, принимать решения при недостатке информации, работать в команде и доводить начатое дело до конца.
Кто победит?
Война войной, но грамотные специалисты могут (и должны!) извлечь из происходящего пользу. Ведь кадровый голод - это головная боль работодателя. Поэтому все чаще и чаще наблюдается интересная картина: работник, выбирая себе работодателя, еще до подписания трудового контракта выбивает себе различные льготы. Прежде всего, регулярные надбавки к жалованию и социальный пакет.
А при переходе на другое место работы прибавка к существующей зарплате может составлять 30-50%
Когда в США зарождалась Силиконовая долина, специалисты, изучавшие рынок труда, заметили интересную особенность: если тот или иной сотрудник проработал на одном месте более двух лет, работодателю это казалось чрезвычайно подозрительным. В крупный городах России менять работодателя раз в два года становится нормой. Заметьте: не искать работу, а именно менять работодателя. То есть делать выбор, самому активно "продаваться". Например, специалистов по компьютерным технологиям перекупают очень активно, а
зарплата рядового программиста может быть в 1,5-2 раза выше зарплаты начальника отдела из соседнего подразделения, несмотря на то, что в подчинении последнего находится несколько десятков человек.
В такой ситуации работодатели часто ищут выход, расширяя географию поиска требуемых кандидатов. При этом московские компании уже не удовлетворяются притоком приезжающих "покорять Москву". Все чаше они сами ведут охоту за кадрами в регионах. К примеру, недавно для запуска и наладки крупного промышленного производства в Подмосковье на большинство должностей были привлечены специалисты из Перми и других городов страны. При этом компания брала на себя все траты по их обучению и решала даже "жилищный вопрос".
Кто больше всего ценится?
Сегодня в цене, прежде всего, универсальные специалисты. Например, бухгалтеры требуются в любом деле: начиная с торговли и заканчивая ракетно-космической отраслью. Именно их востребованность и определяет широкие возможности по выбору работодателя. К этой же категории относятся и технические специалисты, переводчики, а также управленческий состав: заведующие хозяйством, руководители кадровых служб, рекламщики и т. п.
Такие "универсальные солдаты" не пропадут на рынке труда.
Огромный дефицит и на рынке руководящих кадров: неслучайно зарплаты топ-менеджмента постоянно растут.
В список дефицитных профессий также попали
IT-специалисты, аудиторы, менеджеры про продажам и по работе с клиентами, а также личные помощники руководителя.
По данным Московской службы занятости, самыми востребованными являются представители рабочих специальностей. В частности, наблюдается острейший дефицит водителей, слесарей, сварщиков, продавцов. Среди специалистов самыми востребованными являются инженеры, медицинские сестры, врачи и страховые агенты.
Материал подготовил Андрей Бочаров