Холдингу "Марта" мешают долги

Российский рынок розничной торговли развивается все стремительней. Бурный рост розничных сетей происходит прямо на глазах. Естественно, увеличивается и приток российских и западных инвестиций. Хороша, как говорится, "закваска". Ритейл – одна из самых недешевых идей, - буквально ослепившая в 90-х умы наших соотечественников огромным заморским разнообразием товаров и привлекательной финансовой составляющей, набирает обороты. Запад показал нам, как надо работать, на чем зарабатывать деньги и куда вкладывать прибыли. Тем не менее, следует помнить не только о пользе положительных трендов и стратегий, но и держать в уме отрицательный опыт мирового бизнес сообщества. Точнее, именно неуспех должен быть подвергнут самому тщательному анализу. Внешне, все происходящее вполне можно сравнить с суетой восточного базара: и наши, и западные компании очень-очень стараются, буквально,- выбиваются из сил в конкурентной борьбе, но Россия – страна чрезвычайных контрастов, поэтому, что касается цивилизованной торговли и ведения бизнеса, здесь еще не все гладко. Есть очевидные плюсы, но и очевидные промахи, которые, к сожалению, тоже сопровождают развитие данного сектора экономики. К примеру, в 2004 году, чтобы получить инвестиции на развитие в регионах для запуска в них формата гипермаркетов, на IPO вышла компания "Седьмой континент". Была проведена глобальная работа в секторе эффективности и прозрачности управления бизнесом (в 2003-2004 гг. компания была аудирована по международным стандартам). Успешное размещение позволило компании вплотную заняться региональной экспансией, привлеченные деньги были потрачены на покупку недвижимости и местных сетей. В частности, в Калининграде была приобретена сеть "Алтын". Это, в итоге, и стало основным фактором роста. Сегодня капитализация "Седьмого континента" уже составляет около 2 миллиардов долларов. Схожий опыт у компании "Магнит", которая стала также успешно развивать сеть в регионах. "Копейка" оказалась в более сложной ситуации. В 2006 году компания объявила о намерении продать около 25% своих акций на РТС и Лондонской фондовой бирже (LSE). На LSE планировалось разместить около 70% продаваемого пакета. Летом прошлого года ФСФР даже выдала компании разрешение на обращение акций за пределами России. При этом, акционеры "Копейки" надеялись, что инвесторы оценят их компанию не хуже, чем "Пятерочку" или "Магнит". По данным одного из организаторов IPO ценовой диапазон "Копейки" должен был находиться в рамках 1,06-1,39 миллиардов долларов. А в итоге, инвесторы оценили "Копейку" почти в 2 раза ниже. Размещение акций было отложено на неопределенный срок. А "Копейка", управляющая 220 магазинами, так и не привлекла столь желанные средства на дальнейшее развитие. И уже совсем удручающе на этом фоне выглядит "Марта", долги которой растут как на дрожжах. С 1992 года "Марта" работает в сфере ритейла. Розничный бизнес "Марты" включает в себя продуктовую сеть "Grossmart". Холдинг, как и многие участники рынка, также объявил в 2006 году о проведении IPO, но подошел к решению данного вопроса весьма своеобразно. Во-первых, огромным бременем являются облигационные займы на сумму порядка 4 млрд. рублей. Кроме того, в последние годы холдинг брал значительные кредиты в банке "Зенит", "Импэксбанке" и Raiffeisen Bank Austria. К этому можно добавить приобретение в 2004 году сети "Продмак". А недавно "Марта" признала приобретение 5 магазинов калужской сети "Планета". Сумма сделки составила около 10 миллионов долларов, и при этом аналитики утверждают, что на большее "Марта" вряд ли способна. Похоже, они оказываются правы: почти сразу же было объявлено о продаже за аналогичную сумму блокпакета сети бижутерии и аксессуаров Pur Pur инвестиционному банку "КИТ Финанс". В этом случае, сделку с "КИТ Финансом", можно рассматривать, как попытку получить деньги, чтобы закрыть возможный дефицит по другим проектам. По итогам 2006 года, соотношение чистый долг/ЕВГГОА розничного подразделе¬ния "Марты" - 6,4. И это с учетом внесенных в СП с Вillа магазинов "Продмак" (сумма сделки увеличила EBITDA примерно на $10 миллионов). Без учета этих средств нагрузка составила 9,4. Хотя средним показателем долговой наг¬рузки для торговых сетей считается коэффи¬циент 3, подчеркивают аналитики. Сложившаяся ситуация, как в зеркале, получила отражение на ФБ ММВБ. В начале апреля котировки трех выпусков облигаций "Марта Финанс" упали почти на 8% от номинала. Нестабильность рынка облигаций "Марты" участники рынка объясняли высокой долговой нагрузкой компании и прибли¬жающейся офертой по облига¬циям второго выпуска (оферта 18 июня 2007 года). Кредит¬ный аналитик банка "Зенит" Ма¬рия Сулима в интервью "Коммерсанту" отметила, что "долго¬вая нагрузка компании "Марта" выше, чем у других розничных сетей по итогам 2006 года, поэтому у держателей бу¬маги появились сомнения, что компания сможет исполнить оферту, вот и начались продажи облигаций". Само собой напрашивается вопрос: что еще ожидать российскому ритейлу и инвесторам в ближайшем будущем?

ДНИ в Telegram