Вследствие отсутствия денег практически не функционирует Северный морской путь. Об этом рассказал советник управления обеспечения судоходных маршрутов Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Ушаков. "В настоящее время в Арктике работают шесть атомных ледоколов. На строительство нового ледокола необходимо затратить как минимум 260 миллионов долларов". В то же время Ушаков надеется на то, что атомоход "50 лет Победы", который строится с 1989 года, в скором времени вступит в эксплуатацию. По словам Михаила Жукова, для того чтобы Северный морской путь стал международным морским путем, перевозки по нему должны осуществляться в рамках внутренней экономической активности страны, так как только тогда, Россия сможет что-то предложить внешнему миру. Однако сейчас основным игроком на рынке перевозок по Севморпути является лишь компания "Норильский никель", которая доставляет от 1 до 1,2 миллионов тонн груза ежегодно и является фактически единственным пользователем СМП. Заместитель директора НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов отметил, что развитию региона во многом мешает отсутствие единой государственной политики по данному вопросу. В опровержение этому, заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития Минрегионразвития Елена Китова заявила, что "проект Концепции устойчивого развития Арктической зоны, которая должна стать базовым элементом на пути решения проблем Севера, прошел все стадии согласования и в скором времени будет представлен на рассмотрение правительству". Она подчеркнула, что в проекте содержится немало обнадеживающих положений об укреплении позиций и расширении присутствия России в Арктике. В частности, в нем говорится об улучшение социально-экономического положения коренного населения, о защите окружающей среды, о поддержании Северного морского пути как транспортного коридора общероссийского и международного значения и о многих других значимых изменениях для региона. Также, по словам Китовой, Минрегион рассматривает возможность создания единого территориального объединения, включающего все Северные регионы. Еще одним вопросом для обсуждения стали планы России в Арктическом совете. Этот вопрос является актуальным еще и потому, что 25-26 октября в Салехарде пройдет последняя министерская сессия Арктического Совета под председательством России. По словам Председателя Комитета старших должностных лиц Арктического Совета Александра Игнатьева, на мероприятии планируется представить итоги двухлетней работы российской стороны. Он отметил и тот факт, что отныне бразды правления перейдут к Норвегии, которая собирается провести крупномасштабную реструктуризацию организации. Игнатьев также поделился планами о проведении Энергетического Саммита Арктических государств, намеченного на осень будущего года на Аляске. В частности, в рамках мероприятия предполагается проведение двух конференций и создание рабочей группы по решению энергетических вопросов. #{more}Об итогах председательства России высказалась Начальник управления по работе с Федеральным собранием ОАО "Газпром" Фануза Арсланова. Она отметила, что "за два года председательства в Арктическом Совете не было написано ни одной строчки насчет привлечения государственных средств в этот регион". По ее словам, именно поэтому ни одна крупная российская компания как, например, "Газпром" не может выйти ни к Баренцеву морю, ни к Ямалу. Это обусловлено тем, что при нынешней экономической конъюнктуре работа в Арктике не может составить конкуренцию работе в других районах добычи, например, в Оренбургской или Краснодарской областях. Таким образом, участники мероприятия сошлись во мнении, что для развития российской Арктики необходимы не только усилия частных компаний, но и серьезная взвешенная государственная поддержка, которая должна стать залогом устойчивого развития этого региона. Материал подготовил Валерий Копотин
Арктика – территория больших перспектив
13
сентября в РИА "Новости" состоялся круглый стол на тему "Арктика – залог международной энергетической безопасности". Представители государственных структур, крупнейших российских компаний, таких как "Газпром", "Норильский никель" и "ЛУКОЙЛ", а также члены научного сообщества обсудили перспективы развития этого стратегически важного региона.
"Приход в Арктику за энергоресурсами неизбежен и у нас нет другого пути – уверенно заявил директор ВНКЦ "Север" Михаил Жуков – однако при этом Россия столкнется с необходимостью вложения огромных средств, ведь этого потребует любой крупный проект в Арктике". Участники мероприятия единогласно согласились с тем фактом, что финансирования из государственного бюджета практически не поступает, поэтому говорить о полноценном развитии региона не приходится.
Для развития российской Арктики необходимы не только усилия частных компаний, но и взвешенная государственная поддержка