Спорные памятники

None
Мос
ква известна многообразием архитектурных форм и стилей. На одной улице можно встретить и сталинскую "высотку", и образец дореволюционного ампира, и уникальный пример модернизма начала XX века, и новостройку, выполненную по макету западного архитектора. "Многие старинные здания, расположенные, как правило, в центре Москвы, могли бы считаться архитектурными шедеврами. Это достойная альтернатива типовым блочным и панельным зданиям второй половины прошлого века, а также современным монолитным билдингам, облицованным стеклом и керамогранитом. Примерно треть домов в центре построена до революции, почти столько же - при Сталине, остальные во второй половине прошлого века и в начале нового столетия", - рассказывает ведущий аналитик агентства недвижимости DOKI Александр Скобкин. Однако последнее время самые знаменитые из этих зданий стали объектами ожесточенных имущественных споров.

Долгожданное соглашение

К сожалению, стоит признать, что большинство московских памятников так и не нашли своих инвесторов

Споры тянулись несколько лет, то попадая под прицел прессы, то затихая… Внезапно для всех, не дожидаясь очередных слушаний в Конституционном суде, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин и мэр Москвы Юрий Лужков подписали протокол, по которому региональные и федеральные власти поделили более 1000 памятников архитектуры. Участникам сделки досталось примерно поровну зданий: в собственность московского правительства отойдет 519 памятников, а в ведение федерального центра - 544 объекта. В результате на балансе столицы остались, например, гостиницы "Националь" и "Метрополь", ГУМ, ЦУМ, Манеж, Гостиный двор, Елисеевский магазин, а также главные столичные усадьбы - Кусково, Царицыно, Коломенское. В свою очередь Росимущество будет следить за Домом Пашкова, Казанским вокзалом, дворцом Петра Первого на Яузе и мемориальными захоронениями у Кремлевской стены. При этом Росимуществу также отошли 210 зданий федеральных ведомств общей площадью 144 тысяч квадратных метров, а столица получит от Минфина за их содержание и реконструкцию 30 миллиардов рублей. По какому принципу прошло разграничение памятников архитектуры понятно не всем. Однако сам факт подписания мирового соглашения ревнителей отечественной архитектуры не может не радовать. Война между федеральным и региональным центром длилась много лет. Формальным поводом для конфликта стали Постановление Верховного Совета РСФСР 1991 года о разграничении государственной собственности и Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года. Согласно первому документу, все объекты историко-культурного наследия и художественные ценности, расположенные на территории России, отнесены исключительно к объектам федеральной собственности. В свою очередь президентский указ установил перечень этих объектов. В правительстве Москвы считают, что эти нормы противоречат Конституции РФ, поскольку охрана памятников истории и культуры относится к совместному ведению федерального центра и ее субъектов. Ситуацию еще более обострил в 2004 году закон о разграничении полномочий между регионами и федеральным центром, по которому столичные власти не могли выделять средства на ремонт памятников архитектуры, а все здания федеральных ведомств надо было безвозмездно передать на баланс Росимущества. Площадкой для разбирательства стал Конституционный суд, который в апреле 2006 года вообще отказался рассматривать это дело, заявив, что решение Конституционного суда может быть использовано как аргумент в споре. Московские власти собирались обратиться к судьям повторно, но соглашение было подписано раньше.

Самые уникальные

Однако далеко не все архитектурные шедевры Москвы постигнет та же участь, что Елисеевский гастроном или Дом Пашкова. Более того, самых важных объектов в выше пересиленном списке попросту нет. Так, один из самых известных памятников авангарда – дом Гинзбурга на Новинском бульваре превратился, по мнению специалистов, в настоящую развалину. Это здание, по словам директора Музея архитектуры Давида Саркисяна, повлияло на всю мировую архитектуру. В рамках уникального проекта архитектор освободил квартиры от "коммунальных функций", убрав из проекта первый этаж и поставив дом на столбы-сваи. Московские власти долго искали способ сделать это здание инвестиционно привлекательным. В итоге в апреле 2006 года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что здание реконструируют и перепрофилируют в гостиницу. Специалисты опасаются, что после реконструкции бесценный памятник можно будет не узнать. #{more}Другому важному памятнику – символу мировой архитектуры XX века, знаменитому Дому Мельникова, повезло значительно больше. Построенный в 1929 году "самый футуристический дом Москвы" находится в перечне объектов ЮНЕСКО, которым угрожает разрушение, однако спасатель уже нашелся. Права на половину памятника приобрел член Совета Федерации Сергей Гордеев, который совместно с государством намерен создать в нем музей "Дом Мельникова". В итоге отреставрированное здание будет передано государству в качестве уникального музея. К сожалению, стоит признать, что большинство московских памятников так и не нашли своих инвесторов, а споры между федеральным центром и московскими властями не способствуют их сохранности. Остается только надеяться, что теперь ситуация изменится, а власти сохранят не только здания министерств, но например, тот же Дом Гинзбурга, так и не попавший в список подведомственных памятников. Материал подготовил Алексей Ложкин

ДНИ в Telegram