Энергетике не хватает мощностей

None

Участившиеся аварии в электроэнергетике дают основания для разговоров о непростом положении в отрасли. Очевидной также является необходимость замены старого оборудования электросетей и модернизация производственных мощностей. В то же время, к примеру, компания "Силовые машины", которая являются основным поставщиком оборудования для энергетиков, закончила прошлый год с убытками. А это тревожный симптом, свидетельствующий, что энергетики еще не приступили к модернизации отрасли, о необходимости которой так много говорится в последнее время. Впрочем, в самой компании к результатам международной отчетности относятся взвешенно, подчеркивая, что эта отчетность подтверждает рост выручки, а так же отмечая, что по российским стандартам "Силовые машины" все же закончили прошлый год с прибылью около 7 миллионов долларов. Хотя размеры прибыли по сравнению с итогами 2004 года, действительно стали ниже. Но и здесь в компании находят основания для оптимизма. Дело в том, что в 2005 году "Силовые машины" вышли на новые рынки – Индию и Вьетнам. Право поставлять сюда оборудование для строящихся электростанций компания завоевала в сложнейшей конкурентной борьбе с такими признанными лидерами мирового рынка, как Alstom и Marubeny-Toshiba. Естественно за выход на новые рынки пришлось заплатить. Прежде всего, "Силовым машинам" пришлось за свой счет разрабатывать совершенно новые модели газовых турбин и парогазовых установок. Это и привело к росту себестоимости продукции, а, следовательно, и к снижению прибыли. Однако последующие заказы на поставку этого оборудования, о которых сейчас идут переговоры, позволят выпускать уже серийные образцы новых турбин и генераторов, которые принесут уже более высокую прибыль. Тем не менее, в компании с сожалением отмечают, что хотя "Силовые машины" и производят сложнейшее высокотехнологичное оборудование мирового уровня, поставлять его в основном приходится только иностранным энергетическим компаниям. Российские предприятия электроэнергетики, несмотря на высокую изношенность оборудования, пока мало занимаются его модернизацией. В конечном итоге, это действительно может отрицательно отразиться на "Силовых машинах". #{more}Когда "Интеррос" разбивал свой контрольный пакет и продавал крупные пакеты акций "Силовых машин" РАО "ЕЭС" и немецкой корпорации Siemens, здесь рассчитывали, что немцы поделятся технологиями, лицензиями и научными разработками, тогда как РАО "ЕЭС" в качестве акционера и стратегического инвестора обеспечит компанию пакетом заказов и инвестициями. Однако, согласно информации ИА REGNUM, загруженность мощностей "Силовых машин" заказами со стороны энергохолдинга - низкая. В то же время без инвестиций "Силовые машины" не смогут осваивать новые технологии, а без этого сегодня им не только завоевывать новые рынки, но и удержаться на старых будет практически не возможно. Кроме того, в СМИ обсуждались слухи о том, что часть своей доли в "Силовых Машинах" РАО планирует продать "Газпрому". То будто бы планируемая энергетиками консолидация предприятий энергетического машиностроения, в ходе которой "Силовые машины" могут стать частью какой-нибудь крупной корпорации. Но все это не приближает "Силовые машины" к инвестициям, а энергетиков к решению своих проблем. Тем временем, после прошлогодней аварии на подстанции "Чагино", когда перебои в подаче электричества были зафиксированы в Подмосковье, в Тульской и Калужской областях, блэкауты становятся даже для Москвы чуть ли не ежегодной традицией. В целом же, даже по оптимистичным прогнозам изношенность оборудования на российских электростанциях оценивается в 60% и с каждым годом только растет. И без модернизации отечественной энергетики Россия вряд ли сможет занять достойное место на мировом энергетическом рынке, о чем так пекутся в последнее время российские политики.

Материал подготовил Антон Бутков

ДНИ в Telegram