Химическая атака на Финский залив

None

Большинство из нас в жизни надеется на известное "авось": авось ничего не случится, авось пронесет, авось все обойдется. Как назло, случается именно то, что совсем не ждешь. Интересно, каким "авосем" руководствовалась межведомственная комиссия (МВК) Ленинградской области, когда в начале мая выделила участок под строительство терминала в порту города Высоцк по перевалке метанола из железнодорожных цистерн на танкеры. Инвестором выступила малоизвестная компании ООО "Балтийская инициатива Выборг", которая планирует вложить в проект $25 миллионов и построить мощности, рассчитанные на экспорт 450 тысяч тонн спирта в год.

Согласно декларации о намерениях, поданной в МВК, компания построит терминал на 16 гегтарах. По договоренности с администрацией Леобласти, строительство начнется в 2007 году и займет около двух-двух с половиной лет. "В настоящий момент около 900 тысяч тонн метанола российского производства переваливаются в портах Финляндии, - говорит гендиректор компании Александр Соболев, - и мы хотим получить часть этого потока. К тому же спрос на это сырье, которое используется во многих химических производствах, на мировом рынке растет". Такова, по его словам, экономическая основа проекта.

Спрос на метанол, на мировом рынке действительно растет, и по прогнозам аналитиков составит около 60 миллионов тонн лет через 5-6 против нынешних 40 миллионов тонн. Но в РФ существенного роста производства метилового спирта не предвидится. По прогнозам экспертов, против 2,9 миллиона тонн, произведенных в 2005 году, к 2011 году нефтехимические предприятия РФ увеличат совокупный объем производства метанола не более чем на 24%. Но соотношение экспорта и внутреннего потребления метанола существенно не изменится. В прошлом году экспортные поставки составили немногим более 1,4 миллиона тонн. Так что аргументы г-на Соболева относительно экономической основы проекта не кажутся столь бесспорными.

В "Балтийской инициативе Выборг" проект комментируют скупо, о себе предпочитают не говорить, источники финансирования не раскрывают. Но тогда возможно ли, чтобы терминалы по перевалке ядовитых химических веществ, строили некие ООО? Ведь во всем мире это делается при строгом контроле со стороны государства и при наличии государственной ответственности.

Кстати, в Ленинградской области есть еще один проект по строительству терминала для перевалки метанола на экспорт. В 2005 году ОАО "Компания "Усть-Луга", которая занимается развитием одноименного порта, приступила к изыскательским работам с целью построить терминал на обработку 1,5 млн тонн метилового спирта. По данным СМИ, за будущим терминалом в Усть-Луге стоит ОАО "Сибур". Специалисты считают, что проект ОАО "Усть-Луга" имеет ряд преимуществ по сравнению с проектом "Балтийской инициативы", который несколько запоздал. Аналогичный проект в Усть-Луге уже прошел предварительную стадию устройства территории.

#{more}Что касается потенциальной опасности для экологии объектов, связанных с перевалкой метанола, об этом свидетельствует история строительства подобных сооружений. Из-за претензий экологов, в частности, возникли проблемы у проекта по строительству терминала по перевалке метанола на Азове и возник конфликт с итальянской компанией DECAL, которая занимается по всему миру строительством и эксплуатацией терминалов по перевалке метанола и управляет терминалами в Испании, Италии, Бразилии и Панаме. Стоит учесть, что размещение нового терминала намечается в чрезвычайно экологически уязвимом районе. По оценке экспертов, одной аварии танкера с метанолом будет достаточно для уничтожения всей экосистемы Финского залива. к тому же, если согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенным в действие с 15.06.2003 года для мест перегрузки и хранения метанола установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером всего лишь в 1000 м, то европейские нормы предусматривают размер СЗЗ от 7 до 30 км. Сможет ли проект соответствовать европейским требованиям, тем более что недалеко от Высоцка проходит граница с Финляндией. Или получится, что, как и в былые времена, весь расчет чиновники будут делать "на авось".

Материал подготовил Валерий Копотин

ДНИ в Telegram