Санитары современного рынка

None
Мно
гие политики призывают местные власти навести порядок на продовольственных рынках, разобраться с незаконными операциями и ликвидировать так называемые фирмы-однодневки, завышающие цены на свою продукцию. По мнению специалистов, если на рынках потребительских придется применять репрессивные меры, то на рынках макроэкономических уже давно существуют компании, которые способствую оздоровлению ситуации. По выражению главы МЭРТ Германа Грефа, эти структуры являются "санитарами" леса, отстаивающими идеи экономической целесообразности. Их называют "белыми рейдерами"

Общая польза

Несмотря на пугающий термин, слово "рейдер" обычно не означает ничего плохого, под ним традиционно, в России и на Западе, понимается законное поглощение компании. По словам экспертов, такое поглощение может происходить против воли менеджмента, но по воле акционеров. Совет директоров компании является все лишь исполнительной властью в конкретно взятой структуре и далеко не всегда отражает мнение собственников. Более того, акционеры предприятия могут переуступить свой пакет другой компании, и в таком случае менеджмент зачастую отказывается покидать насиженные кресла. Сценарий поглощения компании обычно выглядит следующим образом. Потенциальный покупатель предприятия делает публичную оферту его акционерам, которые продают ему свои пакеты Причины для продажи могут быть совершенно различными, но чаще всего к этому приводит продолжительная убыточность предприятия. В России неэффективность производства традиционно связывают с деятельностью слабых управленцев, еще в советское время возглавлявших предприятие, а затем его приватизировавших. В западной практике такого рода поглощения называют hostile takeover, дословно - "недружелюбное поглощение", а в качестве примера обычно приводят две ситуации: одну - вымышленную, а вторую - действительную. Во-первых, одним из самых мифологизированных рейдеров можно признать героя Ричарда Гира в фильме "Красотка". Во-вторых, самым ярким действительным примером недружественного поглощения является сделка по покупке холдингом Mittal Steel Лакшми Миттала сталелитейного концерна Arcelor, в ходе которой более 90 процентов акционеров дали свое согласие на смену основного собственника.

Рейдеры могут превратить никому не нужное предприятие в центре Москвы в привлекательный актив

В обоих приведенных примерах рейдерство не является криминальным действием. На то, что сами по себе поглощения даже в массовом сознании не связаны с чем-то негативным, указывает тот факт, что большинство самых крупных специалистов по слияниям и поглощениям имеют самую порядочную репутацию: АФК "Система", "Русал", "Базэл", "Газпром", "Роснефть" и другие. Причин у такого явления, по мнению экспертов, несколько, но главное - это то, что рынок слияний и поглощения приносит пользу российской экономике. Покупка предприятия путем поглощения является прямым инвестированием в экономику и приводит к сокращению неэффективного сектора и уменьшению банкротств, а также увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Если прибыль предприятия растет, то очевидно, что увеличиваются уплаченные им налоги. Например, осенью 2005 года инвестиционная компания "Росбилдинг" приобрела контрольный пакет акций полиграфического комбината "Машмир". Эта была дружественная сделка. Новый собственник провел улучшения на производстве, в результате за полтора месяца деятельность предприятия была полностью восстановлена, а обороты увеличились на 70%. Естественно, что налоги предприятия также выросли. В этом специалисты и видят макроэкономическую пользу.

Частная выгода

Помимо того, что рынок слияний и поглощений приносит пользу экономике страны в целом, свой "навар" от смены собственника на более эффективного получают и местные власти, и сами сотрудники "поглощенных" предприятий. Во-первых, новые владельцы обычно превращают производство в привлекательный актив. В частности, согласно московской программе по выводу промзон за черту города, большинство заводов и фабрик из ветхих зданий в самом центре столицы переезжают за МКАД. Например, компания "Гута" выводит с Болотного острова кондитерскую фабрику "Красный октябрь", а структуры "Базэла" переместят с Рочдельской улицы в Ярославскую область знаменитую Трехгорную мануфактуру. #{more}Если бы эти предприятия не были поглощены крупными компаниями, то у городских властей вряд ли нашлись средства на их переезд, и промышленные трубы продолжали бы "красоваться" недалеко от Кремля. Как показывает практика, перебазирование столичных предприятий способно оживить почти заглохшее производство в глубинке. Например, переезд "Трехгорки" поможет восстановить "Гаврилов-Ямский льнокомбинат", на базе которого получит свой новый адрес старейшая московская мануфактура. Для местных жителей будут созданы новые рабочие места, увеличатся поступления в местный бюджет. Работники предприятий, перешедших в руки так называемых рейдеров, также не остаются в обиде. Смена собственника зачастую обещает им хорошие социальные гарантии. Например, компания "Росбилдинг" ради сокращения издержек на заводе "Мосэлектроприбор" улучшила условия труда и перевела производство из необустроенных, наполовину пустовавших помещений в шесть только что отремонтированных корпусов, оснащенных всем необходимым, в том числе и кондиционерами. Сотрудники предприятия, большинство которых являются инвалидами, также получили возможность проходить необходимое лечение в поликлинике № 222 Восточного округа Москвы. По мнению специалистов, это наглядный пример социальной ответственности частного бизнеса. Рейдеры могут превратить никому не нужное предприятие в центре Москвы в привлекательный актив, а следовательно создать еще одного полноценного участника экономической жизни. В конечном итоге это повышает динамику экономических преобразований, способствует росту ВВП. Материал подготовил Алексей Ложкин

ДНИ в Telegram