Производители сыров спорят за "Дружбу"

Московский завод "Карат" может лишиться прав на популярные марки плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь", пишут "Ведомости". В конце минувшей недели палата по патентным спорам отменила регистрацию этих марок за "Каратом". Если это решение утвердит глава Роспатента, то выпускать известные сырки сможет любая компания. По данным TNS Gallup Media, марки плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь" знают соответственно 71,5% и 67% российских потребителей, конкурирующую финскую марку Viola – 58%. По оценкам "Карата", емкость российского рынка плавленых сыров составляет 500 000 тонн в год. Из них 200 000 приходится на импорт.

Бренды "Дружба" и "Янтарь" были изобретены в СССР в 60-х годах на Останкинском молочном заводе, после чего их стали выпускать по всему Союзу. В середине 90-х, компания "Карат" взяла в аренду цеха завода, выпускающие сырки, а затем выкупила их, преобразовав в московский завод плавленых сырков "Карат". В итоге руководство предприятия решило, что только они имеют право на выпуск продуктов под этим брендом. Как рассказал Дням.Ру начальник юридического департамента завода "Карат" Игорь Евграфьев, завод еще в 1997 году потребовал от других производителей отказаться от этих марок и прейти на другие. "В то время это можно было сделать безболезненно. 22 завода это сделали, и я знаю, что многие из них, даже сменив название продукции, нарастили большие объемы продаж", - говорит он.

В 2000 году "Карат" зарегистрировал марки "Янтарь" и "Дружба" на себя. Но отказываться от брендов решили не все. К примеру, компания "Ростагроэкспорт" совместно с Воронежским заводом плавленых сыров и рядом других производителей пыталась добиться отмены этой регистрации. На прошлой неделе палата по патентным спорам отменила регистрацию этих марок за "Каратом". Как пишут "Ведомости", если решение об отмене регистрации утвердит глава Роспатента Борис Симонов, использовать марки "Янтарь" и "Дружба" сможет любой желающий.

Решение палаты на "Карате" назвали "непонятным", а глава завода Владимир Корсун сказал "Ведомостям", что "это беспредел Роспатента, направленный на развал сырной отрасли". По его словам, с 2000 года компания вложила в продвижение брэндов 6 млн евро.

Начальник юридического департамента завода Игорь Евгратьев заверил, что "Карат" будет в суде оспаривать решение палаты. "Если оставить все как есть, через два года с "Дружбой" и "Янтарем" произойдет то же самое, что и с пивом "Жигулевское" - брэнд просто размоется и исчезнет. Конкуренция должна быть между компаниями, а не между брэндами", - говорит он.

Юристы, опрошенные "Ведомостями", по разному оценивают решение Роспатента. Директор петербургского офиса юридической фирмы "Городисский и партнеры" Виктор Станковский не согласен с решением палаты по патентным спорам. "У потребителей слова "дружба" и "янтарь" вовсе не ассоциируются с сырками", — полагает юрист. По его мнению, у "Карата" есть шансы пересмотреть это решение в арбитражном суде. А владелец юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадим Усков, напротив, поддерживает решение палаты по патентным спорам. "Это единственно правильное решение, эта марка уже давно размыта", — говорит юрист. По его словам, практика показывает, что в большинстве случаев арбитражный суд подтверждает решения Роспатента.

ДНИ в Telegram