"Волга" подорожает на двигателях

Разногласия в цене на двигатели Заволжского моторного завода (ЗМЗ) и его крупнейшего потребителя – Горьковского автозавода (ГАЗ) уже привели к перенесению сроков запуска конвейера ГАЗа, а в будущем может привести и к подорожанию "Волг" на $350. Аналитики считают, что в этом конфликте проигрывают оба участника. 95% своих двигателей ЗМЗ поставляет на Горьковский автозавод. Как пишут "Ведомости", в конце каждого года ЗМЗ и ГАЗ ведут жаркие споры о цене на двигатели на следующий год. Но еще ни разу ГАЗ не начинал новый год без контракта с основным поставщиком. В этом году подписание контракта затянулось. Как рассказали изданию в пресс-службе ГАЗа, в конце 2004 года ЗМЗ объявил, что в 2005 году на 24% увеличивает стоимость двигателей, ГАЗ отказался покупать подорожавшие двигатели и предпочел не запускать основной конвейер после традиционной остановки на новогодние каникулы. "Повышение стоимости моторов на 24% приведет к повышению цены на "Волгу" более чем на 10 000 рублей, в этом случае себестоимость "Волги" превысит ее продажную стоимость. Сейчас "Волга" стоит около 210 тысяч рублей”, — говорит представитель пресс-службы ГАЗа. По его словам, переговоры об условиях заключения договора с ЗМЗ на 2005 год продолжаются.

Пресс-секретарь "Северсталь-Авто" (куда входит ЗМЗ) Зоя Каика подтвердила корреспонденту Дней.Ру, что переговоры с ГАЗом продолжаются. Повышение цен на двигатели он объяснила ростом инфляции, и тем, что в прошлом году увеличение стоимости продукции ЗМЗ составило всего 6,7%, тогда как ГАЗ поднял цены на машины на 10%.

Между тем, на ГАЗе считают неприемлемой нынешнее подорожание. Если ГАЗ будет закупать двигатели по новой цене, это приведет к существенному подорожанию самих автомобилей – на 5-7%. Поэтому, на автозаводе не отрицают, что собираются снижать свою зависимость от ЗМЗ. Как пишут "Ведомости", в этом году завод намерен сократить закупки заволжских моторов на 65 000 и начать сотрудничество с альтернативными поставщиками. В пресс-службе ГАЗа говорят, что на этой неделе состоятся переговоры с представителями концерна DaimlerChrysler. На заводе утверждают, что закупки у иностранцев более выгодны. "По последнему прайсу средняя цена двигателя ЗМЗ составляет 35 000 рублей, а импортный аналог стоит около $1200", — говорит сотрудник завода. Аналитики считают, что от конфликта проигрывают оба участника. "Правда, у ГАЗа потери меньше, так как сейчас не сезон увеличения спроса на автомобили", - сказал Дням.Ру эксперт ИК "Регион" Евгений Шаго. Все аналитики сходятся к мнению, что оба завода в конце концов договорятся, потому что они не могут "жить" друг без друга: если остановится ЗМЗ, который поставляет в Нижний Новгород 95% своей продукции, ГАЗ будет вынужден прекратить сборку автомобилей. И наоборот. И альтернативные поставщики автогигант не спасут, так как доработка нового двигателя и самой машины под него займет не один год. Вячеслав Жабин из "БрокерКредитСервис" сообщил Дням.Ру, что даже если ГАЗ перейдет на продукцию "Волжских моторов" (как и сам автозавод, они принадлежат холдингу "Руспромавто"), то в этом случае продажи "Волг" существенно сократятся, так как в отличие от ЗМЗ, двигатели "Волжских моторов" не соответствуют стандартам "Евро-2" и "Евро-3".

Если же ЗМЗ потеряет своего основного заказчика, то, теоретически, может поставлять двигатели в Китай. Правда, в гораздо меньших объемах. Зоя Каика из "Северсталь-Авто" подтвердила Дням.Ру, что сейчас ЗМЗ ведет переговоры с Китаем о поставке в страну своих двигателей. "У нас уже есть потенциальные заказчики – китайская компания, занимающаяся в стране сборкой автомобилей IVECO, готова перейти на наши двигатели", - заверила она. Сказать объемы поставок она отказалась. "Но я бы не хотела сейчас говорить о том, что если мы не договоримся, мы переориентируемся на Китай. Я очень надеюсь, что ГАЗ останется нашим основным покупателем", - заверила она. Но, готова ли "Северсталь" для этого пойти ГАЗу на уступки, не уточнила. Когда закончатся переговоры и к чему они приведут, остается только гадать. Но Вячеслав Жабин из "БКС" уверен, что ЗМЗ и ГАЗ договорятся, и для этого ЗМЗ все-таки снизит цену. "Удорожание на 24% - не без доли амбициоза, поэтому, мне кажется, что "Северсталь" может немного уступить", - считает он.

Телеграм канал