Реформа РЖД становится фарсом

"Структурная реформа" железнодорожного транспорта может оказаться фарсом. А все идеи реформирования нынешнего монополиста — "Российских железных дорог" - свестись к налоговым льготам и списанию долгов. Завтра правительство рассмотрит разработанные Минтрансом меры "по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте". Как пишут "Ведомости", ссылаясь на текст доклада министерства на эту тему, суть предложений сводится к поправкам в Налоговый кодекс, которые позволят РЖД без проблем пользоваться нулевой ставкой НДС при международных перевозках и платить за аренду земли по льготным ставкам, а также к списанию с компании части налоговых пеней и штрафов на 15,8 миллиардов рублей. Кроме того, монополист сможет рассчитывать на упрощенную процедуру создания "дочек". Выделять из состава РЖД инфраструктуру и организацию дальних пассажирских перевозок Минтранс уже не предлагает — компания должна остаться монополией. По утвержденному правительством в 2001 году плану реформы после создания РЖД из нее должны быть выделены специализированные по видам деятельности дочерние компании. Но в нынешнем докладе министра транспорта Игоря Левитина кабинету даны уже другие приоритеты. Он считает, что РЖД необходимо вернуть упрощенный порядок подтверждения права на возврат НДС при международных перевозках — такие правила действовали для МПС. Вице-президент РЖД Анна Белова оговаривается, что упрощенный порядок распространится не только на компанию, но и на частных перевозчиков. Левитин просит для монополии и индивидуальных послаблений: сохранения льготной 25%-ной ставки платы за аренду своих земельных участков. По НК с 2005 года аренда должна подняться до 100% от ставки налога на земли сельхозназначения. По мнению министра, отсутствие этой льготы приведет к росту издержек, неприемлемому с точки зрения эффективного функционирования и развития ОАО "РЖД". А в обмен на погашение компанией налоговой задолженности до конца 2004 года Левитин хочет, чтобы правительство списало с РЖД часть пеней и штрафов. Речь о выделении инфраструктуры и дальних пассажирских перевозок из структуры монополии не идет вовсе. Из доклада следует, что РЖД должна обеспечивать "эффективное содержание инфраструктуры и предоставление ее услуг независимым перевозчикам", а также предоставлять "услуги универсального публичного перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном транспортных рынках". "Монополия из главного проводника реформ становится их главным тормозом: она хочет сохранить максимальное присутствие на рынке и не заинтересована в отделении от себя специализированных компаний", — прокомментировал "Ведомостям"эти предложения знакомый с замыслом реформы источник. "Если Минтранс не прислушается к мнению независимых транспортных компаний, а понесет в правительство документ, написанный под диктовку РЖД, ничего хорошего не выйдет", — сетует транспортник крупной компании, знакомый с текстом министерства.

Тем временем Антимонопольная служба в очередной раз возбудила дело в отношении РЖД по признакам нарушения закона о конкуренции. На этот раз эксперты предполагают, что компания навязывает ОАО "Новокузнецкий алюминиевый завод" невыгодные условия дополнительного соглашения о порядке расчетов за услуги по перевозке грузов по России, касающиеся списания с лицевого счета денежных средств.

ДНИ в Telegram