"Пятерочка" просит деньги

Торговая сеть "Пятерочка" выходит на международный фондовый рынок. Правда, пока ни точные сроки выхода на IPO, ни размер пакета не разглашаются. Аналитики считают, что таким образом компания планирует привлечь дополнительные деньги на развитие своей сети. Однако практически вся экспансия "Пятерочки" на рынке сопровождается скандалами, а по данным Госторгинспекции, сеть этих супермаркетов является рекордсменом по жалобам потребителей. О возможном выходе на IPO заявил вчера в Лондоне член совета директоров "Пятерочки" Виктор Беляков. IPO – это первичное размещение акций. Такой финансовый инструмент предоставляет возможность акционерам продать широкой публике все или часть своих акций по цене, более высокой, чем они заплатили на момент их приобретения. Однако финансисты с иронией еще расшифровывают аббревиатуру IPO как "Immediate Profit Opportunities" (возможности немедленного получения прибыли). Более циничные наблюдатели говорят, что она означает "It's Probably Overpriced" (цена на них, возможно, вздута). Руководство "Пятерочки" пока не сообщает сроки и размер предполагаемого размещения акций. Однако аналитики полагают, что компании есть, что предложить потенциальным инвесторам. "Пятерочка" - это быстро развивающаяся сеть со стабильно растущим оборотом. Я думаю, ее акции будут пользоваться популярностью", - поделилась своим мнением с Днями.Ру аналитик "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина. По ее словам, размещение акций нужно компании для привлечения средств для расширения сети своих супермаркетов. Слова Натальи Загвоздиной подтверждают и в венчурном фонде "Беркли Капитал Партнерс". В 2001 году фонд купил пакет акций "Пятерочки" за $10 миллионов. Сейчас те же акции оцениваются в $100 миллионов.

Сегодня "Пятерочка" - это крупнейшая сеть универсамов эконом-класса в России. Оборот компании в прошлом году составил $933 миллиона. Сеть насчитывает 203 универсама в Санкт-Петербурге и Москве, 122 магазина работают в регионах: Воронеже, Челябинске, Перми, Уфе, Екатеринбурге, Ульяновске, Саратове, Волгограде, Омске и Казахстане. В этом году "Пятерочка" планирует открыть еще 40 универсамов в Москве и Московской области, 15 - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в регионах - свыше 100 магазинов. Планируемый объем продаж в 2004 году составит $1,4 миллиарда.

Но аналитикам и потенциальным инвесторам не стоит забывать о том, что часто открытие магазинов "Пятерочки" в регионах часто сопровождается скандалами. К примеру, в сентябре недоразумение случилось в Челябинске – сотрудники одного их супермаркетов "по-хамски" обслужили самого мэра Вячеслава Тарасова. Тарасов был до того взбешен, что на следующий день на очередном аппаратном совещании обратился к своему заместителю по торговле и услугам Михаилу Нуждину с требованием провести проверку всех магазинов "Пятерочки". Как отметил Тарасов, его претензии связаны с тем, что магазины торгуют просроченными товарами, а также славятся "хамским отношением к покупателям". А чуть раньше - в июне - в том же Челябинске в одном из магазинов торговой сети "Пятерочка" за день уволился почти весь персонал. По словам сотрудников магазина, при расчете они получили зарплату в 6 раз меньше, чем обычно. Уволенные заявили о своем намерении обратиться в суд с требованием выплатить им положенную при расчете сумму. В марте случился скандал вокруг супермаркета "Пятерочка" в Свердловской области. В одном из райцентров после открытия нового магазина торговой сети выяснилось, что соответствующих разрешений ни в администрации города, ни в Госсанэпиднадзоре не давали. А в июле "Пятерочку" разлюбили и на Родине – в Санкт-Петербурге. Петербургский КУГИ требует от "Пятерочки" возврата порядка $240 тысяч, не выплаченных за аренду участка на Рузовском проспекте, где строительство магазина так и не было начато. А до тех пор, пока долг не будет уплачен, КУГИ приостановило выделение участков под строительство четырех супермаркетов компании и гипермаркета "Карусель".

Как известно, Россия страна парадоксов. В декабре 2003 года ТД "Пятерочка" победил в VII Всероссийском конкурсе "Лучшие российские предприятия". При этом месяцем ранее – в ноябре 2003-го – московская Госторгинспекция заявила, что больше всего жалоб от покупателей из всех столичных супермаркетов на "Пятерочку". Только на один магазин этой сети за полтора года его работы было подано более 90 письменных жалоб. Госторгинспекция проверила 36 магазинов этой сети и в каждом из них обнаружила нарушения. В 29 продавались продукты, не соответствующие требованиям по физико-химическим и медико-биологическим показателям. В 22 магазинах отсутствовали сертификаты соответствия. В 16 "Пятерочках" товары продавались с нарушениями санитарных норм. В результате проверок "Пятерочки" инспекторы сняли с реализации более 400 кг различных продуктов и около 3000 банок рыбных консервов.

Подобные проверки были проведены и в других регионах, где есть розничная сеть компании - и везде также были обнаружены нарушения правил торговли. Но, похоже, руководство "Пятерочки" это не смущает - компания намерена продолжать экспансию в регионы и теперь занимает на это деньги на международных рынках.

ДНИ в Telegram