Оборонщики тасуют кресла

Интересно, что думает руководитель госпредприятия, который утром приходит на работу и из газет узнает о своей отставке? Вот, к примеру, директор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ Валерий Торянин сегодня узнал из издания "Коммерсантъ", что в субботу вечером премьер-министр Михаил Фрадков освободил его от занимаемой должности. Господин Торянин посчитал это слухами и никак не прокомментировал. Сегодня "Коммерсант" со ссылкой на свой источник в аппарате правительства распространил информацию о назначении генеральным директором РСК МиГ президента и совладельца корпорации "Иркут" (занимается строительство истребителей Су-30) Алексея Федорова. Основной версией смены руководства в МиГе издание называет проблемы с реализацией контракта на поставку истребителей в Индию. По словам источника "Коммерсанта", "причиной смены руководства в РСК МиГ стали серьезные проблемы с реализацией контракта стоимостью $700 миллионов на поставку в Индию истребителей корабельного базирования МиГ-29К": "Для реализации этого контракта РСК потребуются значительные свободные средства. Полученного от Индии аванса может не хватить, тем более что значительная его часть уже потрачена. С учетом того, что за РСК МиГ числится долг в $300 миллионов, получить банковский кредит будет крайне трудно".

Источник собщил, что снятие Валерия Торянина и назначение вместо него Алексея Федорова было пролоббировано гендиректором Рособоронэкспорта Сергеем Чемезовым, служившим в свое время в Германии вместе с президентом РФ Владимиром Путиным.

Однако корреспонденту Дням.Ру официального подтверждения этой информации получить не удалось. В пресс-службе правительства заверили, что "подобного постановления пока не видели". Сам Валерий Торянин назвал это сообщение "простыми слухами, которые не нуждаются в комментариях". А пресс-секретарь РСК МиГ Юрий Черваков сообщил, что пока в корпорацию не придет официальное подтверждение об отставке гендиректора, эта информация является ложной. "Валерий Анатольевич сейчас находится на своем рабочем месте и исполняет возложенные на него обязанности", - заявил пресс-секретарь.

Зато пресс-секретарь гендиректора корпорации "Иркут" Елена Федорова неофициально подтвердила назначение своего босса на должность гендиректора МиГа: "Разговоры об этом ходили давно, и я не удивлюсь, если все-таки Торянина сняли. Но официальное подтверждение этого можно получить только в правительстве".

Если все-таки Валерия Торянина отправили в отставку, то на должности гендиректора МиГа он пробыл менее года. Увольнение прошлого директора РСК "МиГ" Николая Никитина сопровождалось скандалом. При Никитине кредиторская задолженность МиГа достигла почти $1 миллиарда. Но с конца 2003 года РСК более чем на 20% увеличила объем обязательств по экспортным поставкам, доведя его до $1,43 миллиарда. А по оценкам маркетологов, в 2004-2010 годах корпорация сможет реализовать на рынке около 400 самолетов МиГ-29 всех модификаций. Покупателями станут 20 стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В случае реализации планов РСК станет основным экспортером российской военной техники. По мнению экспертов, именно эти перспективы и становятся причиной непрекращающихся скандалов вокруг кресла гендиректора.

Кстати, у самого "Иркута" пока тоже не все благополучно: в следующем году он должен выплатить не менее $380 миллионов по ранее взятым кредитам, для чего ему нужно привлечь новые средства, а значит, - новые контракты. Если же гендиректор "Иркута" Алексей Федоров займет место директора МиГа, то, по словам его пресс-секретаря, он будет совмещать две должности. Поэтому не исключено, что это "первый шаг" к слиянию двух корпораций. Кстати, правительство уже предпринимало попытки объединить "Иркут" и "МиГ". В прошлом году по решению тогдашнего вице-премьера (ныне - руководителя Федерального агентства по промышленности) Бориса Алешина "МиГ" должен был войти в Объединенную авиастроительную компанию, которую должен был возглавить глава НПО "Иркут" Алексей Федоров. Но план не поддержали в правительстве - поскольку приход к управлению авиационной промышленностью частного бизнеса (корпорация "Иркут" является на 100% частной) может привести к закрытию ряда очевидно нерентабельных производств, связанных с производством самолетов дальней или стратегической авиации. Между тем, российские власти не отказались от идеи объединить крупнейших авиастроителей в единую компанию в течение ближайшей пары лет, чтобы положить конец раздорам в этой сфере и на равных конкурировать с иностранными производителями. Холдинг, в который, вероятно, войдут "Сухой", "Иркут", "МиГ", "Илюшин" и "Туполев", заработает в 2007 году, и будет заниматься не только строительством гражданских и военных самолетов, но и их обслуживанием.

Как пишет "Коммерсант", смена руководства РСК МиГ может повлечь серьезные изменения во всей структуре российского оружейного экспорта. РСК МиГ обладает лицензией на самостоятельную поставку своей конечной продукции на экспорт, минуя Рособоронэкспорт. ("Иркут" такой лицензией не обладает и продает истребители через Рособоронэкспорт.) В ближайшее время ожидается подписание МиГом ряда крупных экспортных контрактов, включая соглашение с Алжиром о поставке 50 истребителей МиГ-29 на сумму около $900 миллионов. Не исключено, что с назначением главой РСК Алексея Федорова корпорация будет вести экспортные поставки через Рособоронэкспорт. Тем самым госпосредник сможет поправить свою отчетность по оружейным поставкам, а МиГ получит необходимые средства на реализацию соглашения с Индией: обладающий собственными свободными средствами Рособоронэкспорт неоднократно выдавал оборонным предприятиям авансы на исполнение зарубежных контрактов.

ДНИ в Telegram