Бензиновая лихорадка

Стоимость автомобильного топлива в России растет стремительно, давно оставив позади даже цены на американских АЗС. Похоже, отечественный автолюбитель постепенно начинает к этому привыкать, мало надеясь на стабилизацию цен, не говоря уже об их снижении. По данным Минпромэнерго, приведенным "Ведомостями", отпускные цены российских НПЗ с начала этого года по низкооктановым бензинам выросли на 32,7%, по высокооктановым — на 29%, по дизельному топливу — на 31,5% и по топочному мазуту — на 18,2%. В июне этой проблемой озаботился премьер Михаил Фрадков и поручил профильным министерствам разобраться в ситуации. Но на тот момент они возлагали надежды на повышение с августа вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, считая, что оно приведет к оттоку топлива с экспортных направлений на внутренний рынок. Этого, однако, не произошло, поскольку внешние цены выросли гораздо в большей степени, чем внутренние. Между тем еще весной Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила организовать товарные интервенции на рынок нефтепродуктов, которые помогут сгладить сезонные колебания цен. Теперь эту идею поддержал Михаил Фрадков во время недавней личной встречи с руководителем ФАС Игорем Артемьевым. Вчера в интервью Reuters он сказал, что такие интервенции могут начаться уже в следующем году. По его словам, на цену на рынке влияют объемы продаж начиная с 1 миллиона тонн за период повышенного спроса и такие объемы есть у Госрезерва и “Транснефтепродукта”. В результате, полагает чиновник, можно будет сбивать цены на нефтепродукты на 5-10%. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин пояснил “Ведомостям”, что интервенции планируется устраивать в периоды пикового спроса на топливо, которые обычно длятся 1 -1,5 месяца. Это май — начало июня и конец августа — сентябрь. Именно в эти периоды, говорит чиновник, в последние годы наблюдался существенный рост цен. Правда, оговаривается он, этот год стал исключением из-за небывало высоких цен внешнего рынка. Для организации интервенций, по мнению чиновника, Госрезерву потребуется создание дополнительных запасов нефтепродуктов в объеме 300 000 -1 миллион тонн. “Вероятно, для этого потребуются бюджетные средства, — говорит чиновник. — Прецедент уже есть: ранее они были выделены для зерновых интервенций”. По словам Голомолзина, сейчас заинтересованные ведомства занимаются разработкой механизма биржевых торгов нефтепродуктами, выбором площадки и другими вопросами, связанными с проведением товарных интервенций. В Минпромэнерго начинание ФАС поддерживают, но, отмечает чиновник министерства, это только одна из необходимых мер по регулированию цен. Кроме того, говорит он, надо отвязать ставку НДПИ от мировых цен на нефть, уменьшить акцизы на нефтепродукты и дифференцировать экспортные пошлины на нефтепродукты. Однако в “Транснефтепродукте” к интервенциям не готовы. По словам представителя компании, она не располагает излишками топлива в своей системе, где хранятся и транспортируются только нефтепродукты клиентов, а также технологические. Единственное, чем может помочь госкомпания, так это предоставлением своих резервуарных парков. А в Госрезерве говорят, что если правительство поручит этому ведомству товарные интервенции, то задача будет выполнена. А менеджер крупной нефтяной компании не верит в успех затеи: “При таких высоких мировых ценах Госрезерв быстро прогорит, если будет продавать топливо по дешевке, ведь возобновлять запасы ему придется на рынке”.

Кроме того, конкурентного рынка нефти и нефтепродуктов в России не существует, пишет "Газета". В каждом регионе одна из вертикальных нефтекомпаний, в состав которых входят все НПЗ, является по сути монополистом. Холдинги практически не конкурируют, предоставляя друг другу возможность формировать цены в своем регионе. Продажа нефти перерабатывающим заводам, входящим в состав холдинга, и реализация бензина на фирменных АЗС ведется по внутрикорпоративным ценам, которые нефтяники не разглашают. Независимые торговцы бензином, закупающие топливо у крупных холдингов, также предпочитают скрывать прейскурант нефтяников.

ДНИ в Telegram