ФАС спасовала перед Газпромом

Газпром в понедельник оказался на грани наложения санкций за злоупотребление своим монопольным положением на рынке. Но Федеральная антимонопольная служба не посмела тронуть гиганта, пишут "Финансовые известия". Спор между Газпромом и независимыми поставщиками газа остался неразрешенным.

История противостояния Газпрома и трех независимых производителей газа – ООО "Нортгаз", ЗАО "Роспан" и ООО "НОВАТЭК" началось в августе. Руководство газовой монополии направило производителям уведомления о том, что сократило им доступ к трубе. НОВАТЭК ограничили на 15%, Нортгаз – на 50%, а Роспан и вовсе лишился доступа – его "обрубили" на 100%. Газпром мотивировал свое решение тем, что в трубе скопилось около 2 миллиардов куб. м газа независимых поставщиков, который потребители этих компаний не забирают. Из-за загруженности трубы Газпром сам вынужден был сократить транспортировку газа.

Однако в действиях Газпрома Федеральная монопольная служба усмотрела нарушение антимонопольного законодательства. Руководство ФАС попросило у независимых производителей подтверждение ограничения доступа и, как только эти сведения о дискриминационном ограничении их доступа к газотранспортной системе России пришли, ФАС 18 августа возбудила в отношении Газпрома дело.

В понедельник по этому расследованию приступила к работе комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ее заседание продлилось с 11 утра до семи часов вечера. И при этом никакого решения проблемы найдено не было. В течение всего дня Газпром и независимые поставщики газа обменивались претензиями. Представители монополии говорили, что независимые поставщики закачивают в трубу газа больше, чем его забирают потребители. В итоге тысячи кубометров лишнего сырья болтаются в сетях Газпрома. А независимые газовщики парировали эти обвинения тем, что сама газовая монополия поступает точно так же. В конечном итоге ФАС не смогла принять окончательного решения. Очевидно, просто побоялись. Прецедента, при котором на Газпром впервые могли быть наложены санкции за злоупотребление монопольным положением на рынке, еще не было. Единственное, к чему пришли члены комиссии – так это затребовали ряд новых документов от участников разбирательства. Дата нового заседания будет назначена дополнительно.

Однако пока комиссия соберется вновь и наконец-то примет какое-нибудь решение – пройдет много времени. А ограничение доступа к трубе для этих трех компаний действует до сих пор. К примеру, по данным руководства Нортгаза, компания из-за этого 50%-ного запрета, вынуждена была снизить добычу газа и ежедневно теряет на этом около 7-8 миллионов рублей. Как рассказала корреспонденту Дней.Ру пресс-секретарь Нортгаза Ксения Боброва, "мы не знаем, за что мы страдаем". По ее словам, в газпромовской трубе нет газа этой компании, так как весь газ на выходе из скважины Нортгаз сразу продает компании Транснафта. "Поэтому если там и есть какие-то остатки газа, то он принадлежит не нам, но санкции почему-то применили к нашей компании", - возмущается пресс-секретарь Нортгаза.

В самом Газпроме корреспонденту Дней.Ру не смогли дать вразумительный комментарий. Официальная позиция монополии заключается в том, что конечные потребители газа не полностью выбирают топливо по своим контрактам. В результате транспортные емкости переполняются, и прием газа приходится останавливать. Однако интересно, что никто, кроме Газпрома, не знает, насколько загружена труба, что создает массу поводов для дискриминации.

Как пишут "Финансовые известия", окончательное решение проблем во взаимоотношениях между Газпромом и независимыми поставщиками возможно только после пересмотра принципа образования тарифов на прокачку независимого газа по сетям монополии. Заместитель главы НИИгазэкономики Теодор Штилькинд разъяснил газете технико-экономическую подоплеку этих взаимоотношений следующим образом. По его словам, дело не в том, чтобы открыть или закрыть доступ. По традиции цены на прокачку привязываются к расстоянию: устанавливается цена на прокачку 1000 кубометров газа на 100 км. Однако российская газовая система закольцована - перегонять газ практически из любой точки можно по нескольким маршрутам с очень разной протяженностью. Независимые поставщики всегда претендуют на самый короткий маршрут. И если мощности Газпрома на "выгодном" отрезке оказываются заняты, частных газовщиков уже не убедить в том, что возможен только другой, более длинный маршрут. По словам Штилькинда, необходимо уйти от тарифа, привязанного к километрам, и устанавливать тариф на прокачку в зависимости от точек "входа" и "выхода".

Кстати, пока ФАС вела свое расследование, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) увеличила тарифы на прокачку независимого газа по сетям газовой монополии на 17%.

ДНИ в Telegram