Росптицесоюз готов завалить мясом рынки

В последнее время крупнейшую ассоциацию российских производителей мяса птицы "Росптицесоюз" преследует один скандал за другим. В начале сентября Федеральная антимонопольная служба усмотрела в действиях птицеводов признаки картельного соглашения по ценам на свою продукцию, что нарушает закон "О конкуренции" и обязала устранить нарушения. А в середине сентября на международной конференции разразился скандал, в котором некоторые директора птицефабрик потребовали расформирование "Росптицесоюза". Они назвали ассоциацию "филиалом Минсельхоза", который не может отстаивать интересы птицеводов и выступили с идеей создания альтернативной организации. Обо всех этих и других проблемах и путях их решения корреспондент Дней.Ру беседует с генеральным директором «Росптицесоюза» Галиной Бобылевой. - Галина Алексеевна, что это было за картельное соглашение, в котором ФАС усмотрел нарушение закона "О конкуренции"?

- В условиях неразвитости рыночной инфраструктуры, отсутствия законодательной базы, которая урегулировала бы ценовые отношения, птицеводы пытаются самостоятельно выработать механизм, обеспечивающий поддержание необходимого рыночного равновесия и создания конкурентной среды, при максимальном сокращении добавочной стоимости посредников. Обсуждение такого вопроса было вызвано резким снижением в летний период отпускных цен на птицеводческую продукцию, в то время как колебание потребительских цен было незначительным. Понятно, что такая ситуация, при росте затрат на производство, приводит к снижению запаса финансовых ресурсов у производителей птицеводческой продукции.

Что касается нашего взаимоотношения с Управлениями Минсельхоза, так и должно быть. К тому же Росптицесоюз создавался при непосредственном участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Еще раз хочу подчеркнуть – без участия государственных органов проблемы сельхозтоваропроизводителей не решить и нет подобной практики ни в одном государстве. Союзы должны предложить грамотную Концепцию развития определенных отраслей и содействовать выполнению уже выработанных государством направлений. Ведь мы работаем в едином экономическом пространстве. Тем более, что статус Союзов, его права законодательной базой пока не определены. - Если вы знали, при заключении этого соглашения, что это нарушение закона, зачем же "Росптицесоюз" пошел на это?

- Во-первых, никакого соглашения заключено не было. Просто обсуждались варианты поддержания конкурентоспособности отечественного производства. С 1998 года птицеводы России стабильно из года в год обеспечивают прирост производства. За весь период прирост мяса птицы составил 510 тысяч тонн (в текущем году – самый значимый 150 тысяч тонн в убойной массе), яиц – более 4 миллиардов штук. Прирост производства осуществлялся за счет совершенствования технологии производства, сокращения уровня непроизводительных затрат – значит экономика должна была улучшиться, повыситься доходность предприятий. Однако все не так. Учитывая низкий уровень доходности отрасли, мы не видим активности инвестиции. Это говорит об отсутствии грамотной политики, направленной на развитие отрасли.

- То есть государство бросило птицеводов в свободный рынок: выживайте как хотите, только не нарушайте закон?

- Не совсем так. В последнее время немало сделано для сельскохозяйственных предприятий (введены защитные меры по регулированию импортных поставок мяса птицы, совершенствовалась кредитная и налоговая политика). Однако, рост цен на используемые ресурсы и в тоже время отсутствие условий, обеспечивающих возврат вложенных средств, не позволили изменить положение дел в экономике. К сожалению, отсутствие резервного фуражного зерна, гарантирующего стабильное обеспечение спроса, способствует из года в год резкому колебанию цен на него в зимне-весенний период. Только в прошлом году, по известным причинам, стоимость зерна выросла более чем в 2,5 раза. В текущем году стоимость зерна от момента начала уборки (когда зерно можно было приобрести непосредственно у производителя) также уже повысилась на 25%. Что соответственно влечет за собой удорожание комбикормов, стоимость которых занимает более 70% в затратах производства. Стоимость электроэнергии за последние два года выросла в 1,8 раза. Грамотная политика регулирования рынка могла бы повысить доходность, как самих птицеводческих предприятий, так и смежных с ними отраслей. А сейчас основной доход остается у посредников сырьевого и продовольственного рынков.

- Почему эта проблема резко обозначилась в текущем году?

- Крайне сложное положение в текущем году было вызвано, прежде всего, с задержкой выдачи Министерством экономического развития и торговли РФ лицензий участникам внешнеэкономической деятельности, что повлекло смещение сроков поставки продукции на внутренний рынок. В результате основной объем поставок пришелся на второй квартал: было поставлено мяса птицы по импорту в 1,8 раза больше, чем в первом квартале текущего года.

Увеличению объема свободной реализации мяса птицы также способствовало постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 года "Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы", которым было исключено выделение из общей квоты мяса механической обвалки, используемого перерабатывающими предприятиями. В связи с этим импортеры увеличили, в силу большей доходности, закупку мяса птицы, предназначенного для свободной реализации.

В связи с эпизоотией и в соответствии с введением ветеринарной службой полного и частичного запрета на ввоз мяса птицы из некоторых государств, в том числе их 3-х штатов США, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2004 года "О дополнительных мерах по регулированию импорта мяса домашней птицы, говядины и свинины", которым внесены коррективы распределения импортной квоты между государствами-поставщиками

Учитывая, что в то время нельзя было оценить вероятность дальнейшего распространения куриного гриппа в США, Минэкономразвития России было осуществлено переоформление частичной квоты в пользу Бразилии. В результате, из Бразилии на российский рынок во втором квартале этого года поставки мяса птицы были увеличены в 2,4 раза относительно первого квартала при значительном изменении ассортимента продукции. Удельный вес мяса птицы, поставляемого в тушках составил 56% против 33% соответствующего периода прошлого года по контрактной цене $0,76 за кг или 22,10 рубля, что позволяет поставлять уже в торговлю по 32,00 рубля за килограмм. В то время как себестоимость бройлеров отечественного производства складывается в пределах 45,00 рублей за кг убойной массы. - И как-то это решается в Минсельхозе или в Министерстве экономического развития?

- В целях предотвращения в дальнейшем такой ситуации, рассматривается вопрос о необходимости четкого выделения из общей квоты количество завоза мяса птицы механической обвалки, используемого перерабатывающими предприятиями, и недопущения его замещения на поставку мяса птицы, предназначающегося для свободной реализации. Росптицесоюзом поставлен вопрос о равномерном поквартальном распределении импортных поставок мяса птицы и ряду других вопросов, исключающих в дальнейшем такие факты.

Только последовательное осуществление мер комплексного государственного регулирования может существенно изменить положение дел в экономике аграрного сектора и обеспечить максимальный рост производства.

Основные правила государственного влияния на деятельность сельхозтоваропроизводителей прописан в проекте Федерального закона "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка". В законе определены основные принципы агропродовольственной политики Российской Федерации и направления регулирования агропродовольственного рынка. С его принятием кардинально изменятся взаимоотношения государства и сельскохозяйственного производителя.

- Мы говорим об отсутствии государственной стратегии развития. А есть ли в отрасли своя политика развития?

- В мае нынешнего года коллегией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждена отраслевая целевая "Программа развития птицеводства в 2005-2007 годах и на период до 2010 года". В соответствии с ней предполагается к 2007 году произвести 2500 тысяч тонн мяса птицы в живой массе и 38 миллиардов штук яиц. По сравнению с 2003 годом прирост составит 992 тысячи тонн, или 65,7%, яиц – 1,6 миллардов штук, или 4,7%, Планы на 2010 год еще более амбициозные В данной Программе определены приоритетные направления развития отрасли.

- 9 сентября на конференции "Российское птицеводство – экономические перспективы в Европе" некоторые участники птицеводческого рынка высказали предложение создать альтернативную "Росптицесоюзу" организацию, так как вы, по их утверждениям, не выполняете своих функций.

- Думаю, что пресса уделяет незаслуженно много внимания подробным высказываниям. Любая нестабильность вызывает желание найти виновника, и какая разница, кто он и какова степень его вины. Но обеспокоенность наших руководителей, независимо, являются они членами Росптицесоюза или нет, нам понятна. Проблемы в отрасли и причины, думаю, понятны. Росптицесоюз в своей повседневной работе, пока это требует ситуация, будет и впредь активно защищать интересы отечественных товаропроизводителей.

- А государству как выгоднее – получать пошлины от импорта, или сократить квоту, а недостающий пробел заполнить нашим товаром и получать налоги от российских птицефабрик?

- Здесь бы я ответила коротко. Государство обязано, в первую очередь, обеспечить продовольственную безопасность и социальную защиту населения. Думаю, Всем это понятно. К тому же в сельской местности проживает значительная часть населения, которая может получить дополнительные рабочие места и повысить спрос, в т.ч. и на птицеводческую продукцию. От всего этого государство соответственно получит дополнительные доходы и не только в виде налогов.

Некоммерческая организация Российский птицеводческий союз ("Росптицесоюз") создана при поддержке Минсельхоза в мае 2001 года. В нее входят 219 участников, из них 186 - птицеводческие хозяйства. По данным ассоциации, в России насчитывается 166 бройлерных фабрик и 450 фабрик по производству яиц.

ДНИ в Telegram