Компании не знают, кому платить налоги

Крупнейшим компаниям России уже два месяца некому платить налоги. По недосмотру законодателей работающие с крупными налогоплательщиками специальные налоговые инспекции оказались вне закона. Однако бизнесмены опасаются портить отношения с мытарями, не надеясь на поддержку судов. Об этом пишут «Ведомости». К семи инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам с 1999 года по отраслевому принципу приписаны нефтяные и газовые компании, производители алкоголя и табака, электроэнергетики, металлурги, транспортники и связисты, у которых, в частности, годовая выручка или активы превышают 10 миллиардов рублей или совокупные налоговые отчисления в федеральный бюджет достигают 1 миллиарда рублей в год. С 1 августа вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, закрепившие проведенные в ходе весенней реформы изменения в структуре налоговых органов. К ним законодатели отнесли лишь Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее “территориальные органы” (районные или межрегиональные налоговые инспекции). О семи московских инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, к которым приписаны компании со всех регионов страны, законодатели забыли. По предыдущей редакции НК налоговыми органами считались Министерство по налогам и сборам и его “подразделения”.

Теперь “инспекции по крупнейшим налогоплательщикам незаконны, поэтому незаконны и все их требования”, констатирует «Ведомостям» управляющий партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев. Они не могут проводить проверки, требовать от компаний документацию, приостанавливать операции по их счетам, а компании вправе опротестовать любое вынесенное этими инспекциями решение, добавляет экс-руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития, руководитель экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. Непонятно и кому теперь крупнейшие компании должны “подавать декларации и платить налоги”, говорит он.

Специнспекции были созданы, чтобы налогоплательщики не могли “договариваться” с региональными инспекторами, поясняет бывший сотрудник МНС (предшественника ФНС), попросивший об анонимности. Сотрудники обычных инспекций “проигрывали в профессионализме” квалифицированным юристам и консультантам, нанимаемым компаниями, добавляет чиновник ФНС. Кроме того, объединение по отраслевому принципу позволяет сравнивать бюджетные платежи компаний с похожими объемами производства, отмечает он. Для бизнесменов такое администрирование означает дополнительные издержки. “Возить первичные бухгалтерские документы приходится самолетами”, — сетует сотрудник крупной компании, работающей в сфере ТЭК. Несмотря на это, предприниматели не собираются обжаловать действия налоговиков. В пяти крупных промышленных компаниях “Ведомостям” заявили, что не будут пользоваться “оплошностью” законодателей. “В последнее время суды принимают совершенно невразумительные решения, так что обжаловать решения инспекций по крупнейшим налогоплательщикам бесперспективно”, — поясняет сотрудник промышленного холдинга. Исполнительный директор Российской ассоциации налогового права Александр Бутурлин напоминает, что в результате похожего казуса после преобразования госналогслужбы в МНС в 1999 году “два месяца все налоговые органы были вне закона — и ничего, налогоплательщики “проглотили”. Кроме того, отмечает партнер компании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов, арбитражные суды в пользу налоговиков могут попытаться расширить трактовку понятия “территориальные”. Именно на такой вариант рассчитывают чиновники. “Деятельность этих инспекций по крупнейшим налогоплательщикам "привязана" ко всей территории страны, поэтому их можно считать территориальными органами”, — убежден директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин.

Как ни в чем не бывало работают и сами инспекции. Сотрудник ФНС уверен, что ведомство действует правомерно: кодекс разрешает ему самостоятельно определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Но это не означает, что ФНС может устанавливать для компаний порядок учета, не предусмотренный в НК, возражает Пепеляев.

В законности нынешней ситуации сомневаются и депутаты. По словам зампреда думского комитета по бюджету и налогам Игоря Игошина, “принятая в НК относительно налоговых органов формулировка неоднозначна”. Член того же комитета Сергей Широков опасается, что двусмысленная статья может вызвать судебные споры, поэтому ее “следует отредактировать”.

ДНИ в Telegram