"Совкомфлот" уплывет от государства

Руководители "Совкомфлота" предложили правительству частично приватизировать эту судоходную компанию. В настоящее время в Минэкономразвития разрабатываются варианты продажи почти 40% акций "Совкомфлота". Если это решение будет принято положительно, то правительство в очередной раз подтвердит, что действует по принципу "легче продать, чем управлять". ОАО "Совкомфлот" – ведущая российская судоходная компания с одним из самых молодых в мире флотов осуществляет перевозки по всему миру, конкурируя с российскими и иностранными компаниями. 100% акций принадлежит государству. Стоимость чистых активов "Совкомфлота" составляет $903 миллиона. Годовой оборот – около $340 миллионов.

И.о. гендиректора "Совкомфлота" Игорь Борисенко в интервью корреспонденту Дней.ру заявил, что поддерживает идею приватизации судоходной компании. "Мы не связаны с выполнением государственных функций, поэтому нас вполне можно приватизировать", - сказал он. Однако его мнение расходится с мнением российского президента, который в августе оставил "Совкомфлот" в списке стратегических российских предприятий, приватизация которых возможна только по личному указу Владимира Путина.

Но разговоры о приватизации 40% акций "Совкомфлота" не утихают. А, по словам Борисенко, руководство компании не против, чтобы судовладельца приватизировать полностью: "Процесс приватизации нужно начать". Выступая за частичную приватизацию менеджмент "Совкомфлота" мотивирует свое решение тем, что это поможет привлечь дополнительные средства в госбюджет и на развитие самой компании и даже потратить полученные от размещения акций деньги на покупку компаний-конкурентов. Как сообщает RBC daily, участники рынка в целом положительно воспринимают будущую частичную приватизацию компании и считают, что появление новых частных акционеров пойдет ей на пользу.

По прогнозам, если крупный пакет акций компании (более 40%) разместится на фондовом рынке, полученные эмиссионные доходы будут поделены в определенной пропорции между госбюджетом и компанией. По словам Борисенко, начальная цена 40% акций может составлять около $400 миллионов. В настоящее время рассматривается два варианта продажи акций – на российском или на иностранном фондовом рынке. Борисенко отказался комментировать на какой площадке – нашей или иностранной - можно было выгоднее продать акции: "Я наемный менеджер, как продавать – решает собственник, в данном случае - государство". Однако, в интервью "Российской газете" гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга заявил, что "российское законодательство исключает выход такого общества, как наше на российский фондовый рынок". Для этого, по словам Скарги, нужно внести изменение в законодательство, а это долго.

Пока рано говорить, кого может заинтересовать пакет акций "Совкомфлота". И.о. руководителя Игорь Борисенко считает, что это могут быть как другие судовладельческие компании (как российские, так и зарубежные) и различные инвестиционные фонды, так и частные лица. Пока конкретных заявок на покупку "Совкомфлота" никто не подавал.

Чиновники же пока настороженно относятся к идее частичной приватизации стратегического предприятия. Однако, в настоящее время все суда "Совкомфлота" - их 54 – зарегистрированы в оффшорах, что существенно снижает отчисления "Совкомфлота" в госказну. Еще в июле премьер-министр Михаил Фрадков заявлял, что правительству надоело наблюдать за тем, как отечественные морские суда, избегая налоговых платежей, уходят в оффшоры под панамские и либерийские флаги. Фрадков пообещал вернуть их обратно. Аппарат правительства даже подготовил необходимый для этого законопроект "О российском международном реестре судов", который окажется в Госдуме уже к концу года.

Для сравнения, в России судовладельцы платят в виде налогов до 80% своей прибыли, тогда как в оффшоре - 5%. "Сегодня 196 первоклассных российских судов ходят под иностранными флагами. На их долю приходится почти 90% так называемого дедвейта - общей грузоподъемности российских судов", - комментирует ситуацию "Газете" председатель Союза российских судовладельцев Михаил Романовский. Он приводит в пример Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), все 75 судов которого ходят под российским флагом. Ежегодно ДВМП выплачивает $27-30 миллионов налоговых платежей, тогда как сопоставимая с ДВМП по размеру бизнеса компания, зарегистрированная под либерийским флагом, выплачивает не более $1 миллиона. Но Игорь Борисенко утверждает, что суда "Совкомфлота" зарегистрированы в оффшорах вовсе не потому, что так меньше платить в госказну, а потому, что так легче брать кредиты в западных банках на закупку и строительство новых судов.

Однако, даже если депутаты примут этот закон о возврате российских судов из оффшоров до конца года, аналитики уверены, что реально он заработает не раньше 2006 года. За это время бюджет недосчитается в виде налоговых отчислений от судоходных компаний не менее $15 миллионов. Поэтому не исключено, что чиновники все таки посоветуют президенту разрешить выставление 40% акций "Совкомфлота" на фондовый рынок как можно скорее. Тем самым, вместо того, чтобы вывести компанию из оффшорных зон и эффективно ею управлять, ради сиюминутной выгоды страна практически наполовину лишится еще одного своего гиганта.

ДНИ в Telegram